Свой среди своих

Клубная жизнь Волгограда никогда не была разнообразной. Но в последние дни здесь произошли интересные изменения. Закрылся клуб «Ибиса», открылись «Воск» Дмитрия Лязникова и «Newspub» Эдуарда Панина. Элитный сегмент потребителей клубной жизни остаётся незанятым: в городе нет развлекательных заведений, где взрослые состоятельные люди могли бы потанцевать в приличном обществе. И хотя попытки открыть такие заведения были, они, как правило, не увенчались успехом: рано или поздно атмосфера в заведении перестаёт соответствовать изначальным задумкам хозяев. Как поддерживается приличная тусовка в заведении?

На прошлой неделе стало известно о закрытии ночного клуба «Ибиса». Интернет-сайт клуба сообщил, что в клубе сменились хозяин и директор. Бывший директор «Ибисы» Александр Глебов заявил, что ему нечего к этому добавить. Большая ли это потеря для Волгограда?

- Люди старше 25 лет, уважающие себя и дорожащие своим имиджем, в такие массовые заведения не пойдут, - считает директор развлекательного центра «Киноплекс» Иван Колосов. С ним согласен директор «Русское радио-Волгоград», активный тусовщик Дмитрий Хохлов: «Имеющиеся в городе клубы - очень большие, рассчитанные на тысячи человек. Пока сохраняется эффект новизны, они интересны, но когда не заполняются даже наполовину, то превращаются в огромный полупустой сарай, никому не интересный и не привлекательный».

- Клубная культура в Волгограде, мягко говоря, недоразвита. А по сути, её практически нет, - считает председатель облизбиркома Геннадий Шайхуллин. - Несколько ночных клубов, которые действуют в Волгограде, выработали свой потенциал новизны, ресурс привлечения новых клиентов и превратились в место тусовки тинейджеров. А вот клубов, рассчитанных на людей старшего возраста и с более высокими требованиями, нет.

Дмитрий Хохлов тоже считает, что «в городе не хватает клубов на 100-200 мест, приятных по интерьеру и атмосфере».

Об открывшемся в этом месяце клубе «Воск» говорят как о заведении принципиально нового формата. Здесь есть ресторан, кальянный зал, ди-джей-бар, караоке-бар, чил-аут. Впрочем, директор клуба «Воск» Дмитрий Лязников уверен, что с точки зрения бизнеса открывать клуб только для элиты было бы в корне неправильно, и настаивает на общедоступности новоявленного заведения. «Я никогда не позиционировал клуб как элитное заведение, - заявляет г-н Лязников. - Если люди так решат, то хорошо, но на самом деле это смешно. Если рассчитывать только на малочисленную волгоградскую элиту, то заведение нужно открывать не для денег, а для хобби. Будет неплохо, если хотя бы 10% посетителей будут принадлежать к этому классу, но наша основная целевая аудитория - это средний класс».

Итак, первый способ фильтровать аудиторию заведения - цены. Так, цены и ассортимент в «Воске» рассчитаны на состоятельных людей: пиво за 180-200 рублей за пол-литра, текила - от 4 до 9 тыс. и коньяк от 5,5 до 42 тыс. за бутылку. «Цены у нас приемлемые, но те, кому они не по карману, сюда не придут», - уверен Д. Лязников. Это точно. Однако в Волгограде немало примеров, когда высокие цены, отсекая «гопников», вместе с ними отсекают и приличных людей из того самого среднего класса, который всем так нужен. И заведение, позиционирующееся как элитное по кухне и интерьеру, оказывается заполнено бандитами, хоть бы и бывшими. В заведениях средней ценовой категории очень часто чуть ли не половину мест занимают девушки лёгкого поведения. С одной стороны, это, конечно, удобно, что весь город знает, где их искать, с другой - заведение становится непригодно для спокойных разговоров, так как девушки проявляют слишком большой интерес к соседям. Второй метод - фейс-контроль. В «Воске» его, по словам Д. Лязникова, не будет: табу только на спортивные костюмы и нетрезвый вид. Некоторым нашим собеседникам этот подход представляется неверным. «Фейс-контроль должен быть безусловным атрибутом любого достойного заведения, но в Волгограде его нет ни в одном, - считает Дмитрий Хохлов. - Приходя в клуб или кафе, хочется не только насладиться едой, музыкой и шоу-программой, но и общением с друзьями, и своей атмосферой, без лишних людей». Кстати, по одной из неофициальных версий, причиной непопулярности «Ибисы» стала плохо организованная система охраны: конфликты между нетрезвыми посетителями случались слишком часто, а пьяные вопли выходящих из клуба посетителей раздражали жильцов окрестных домов. Регулярно возникали слухи и о перестрелках в клубе или рядом с ним. Организатор популярных вечеринок в «Киноплексе» Иван Колосов считает провалом, если охрана хотя бы раз пустит в зал нетрезвого человека лишь потому, что он друг одного из хороших клиентов: «Это в корне неверная политика». По его мнению, необходимы разработанные стандарты поведения охраны. К осуществлению фейс-контроля должны привлекаться специалисты, которые не боятся криминальных авторитетов или представителей влиятельных национальных меньшинств.

Директор джентльмен-клуба «Каир» Эдуард Панин тоже недавно открыл ресторан-паб, который претендует на высокий статус: по его словам, это заведение с элитной отделкой, парковкой, террасой, рассчитанное на средний и выше среднего уровень достатка. Средний чек - 600-800 рублей, а аудитория - старше 25 лет. «Мне не нужны здесь люди, которые не понимают качества ремонта, кухни, которые не умеют аккуратно ходить в туалет или могут прожечь стул за 250 евро, а нужны те, кто оценят изысканную кухню и получат удовольствие от общей атмосферы ресторана-паба», - заявил Эдуард Панин. Однако и это заведение не предполагает фейс-контроля - лишь антиспортивный дресс-код и проверка на трезвость. «Нам нужна проходимость, поэтому мы доступны для всех» - поправился Э. Панин.

Итак, фейс-контроль тоже не катит. Вход по клубным картам? По такому пути пошёл Иван Колосов в эти новогодние праздники. Менеджеры РЦ «Киноплекс» лично вручали пригласительные карты VPP - «Very positive person» только тем, кого хозяин хотел видеть в своём заведении в новогоднюю ночь. «В число приглашённых вошли люди, близкие мне по духу, мои друзья, - говорит Иван Колосов. - Определяющим фактором в их отборе были не богатство или статус, а позитивность, о чём и указывалось на пригласительной карте». В конечном счёте среди гостей оказались именно состоятельные люди, так как вход стоил недёшево. Но при этом на входе гостей фильтровали: посторонним вход воспрещён.

Наши собеседники согласны, что в особых случаях такой двойной отбор (карты + деньги) возможен. Но не каждый день. Потому что гостей на всех не хватит.

- Собрать аудиторию 30-50 лет, готовую пойти в клуб, сложно, - считает Г. Шайхуллин. - Она более требовательна: два притопа, три прихлопа её уже не развеселят. Поэтому хозяевам заведений надо искать новые маркетинговые ходы.

Анастасия КУВШИНОВА, Галина БЕССАРАБОВА