Три сестры

Ставить в провинции чеховских «Трёх сестёр» - беспроигрышное дело. Во-первых, оттого, что провинция - это вся Россия (за минусом двух столиц). И всхлипы «В Москву, в Москву!» будут у нас актуальны и повсеместны ещё не одно поколение. Во-вторых, потому, что на этот шаг театры решаются очень редко. И если уж решились, то судят их по гамбургскому счёту. На таких постановках театры либо делают себе имя, либо проваливаются. Да-да, не постановки проваливаются, а сами театры.

Молодёжный театр Алексея Серова решился. В маленьком зале, где приставных стульчиков едва ли не больше, чем официальных посадочных мест, на крохотной сцене с отсутствующим закулисьем, с реквизитом в коридоре, мимо которого в антракте публика направляется в микроскопическое фойе. Решиться на постановку пьесы длительностью почти четыре часа в таких условиях может только сумасшедший. Или подвижник. Билеты в «молодёжку» распроданы до конца января. Места для важных и просто гостей по пригласительным заполнены. Приставные стулья упираются коленками зрителей аккурат в самую сцену. Гаснет потолочный свет, начинается спектакль, и становится очевидно, что сумасшедшим руководителя театра назвать нельзя. Хотя бы потому, что актёры и зрители здесь становятся единым целым. И в драматургическом смысле, и в физическом. Наверное, именно так всё и происходило в маленьких лондонских театриках во времена Шекспира, из которых появился Театр. А там, где появляется Театр, появляется публика. А где есть публика, там есть и город. В этом смысле катастрофическое невезение Волгограда на театры - это одновременно и его проблема как города. Города, разорванного оврагами, закупоренного автомобильными пробками, раздражённого постоянной грызнёй местной «элиты». Театр на «квадрате» подарил мне не только Чехова, который раньше вызывал только тоску, он подарил надежду на то, что в Волгограде ещё теплится жизнь. Есть Алексей Серов, есть замечательные актёры, нашлись те, кто помог в трудной ситуации безвременья, отыскались люди, давшие театру крышу над головой. Нашёлся Русский Южный банк с Татьяной Гунькиной, без финансовой поддержки которых не было бы ни трёх сестёр, ни двух, и вообще ни одной. Есть друзья, есть публика, и есть Спектакль с большой буквы. Не берусь судить ни о сценографии, ни о том, какое действие было более удачным, а какое - меньше. Даже о костюмах с декорациями рассуждать не буду. Я не театрал, и в Молодёжном (тогда ещё бездомном) театре раньше был лишь один раз на генеральной репетиции самого первого спектакля по Гришковцу. Могу лишь сказать, что «Записки русского путешественника» меня не особенно обаяли. Спишем это на излишне модного автора пьесы. А вот «сёстры» чудо как хороши. Все три. То ли Чехову приписать в заслугу, то ли Серову, то ли обоим. Пока не решил.