Трудный и счастливый

Накануне встречи главы Волгограда Романа ГРЕБЕННИКОВА с журналистами городская дума единогласно приняла бюджет города на 2009 год. Это солидарное голосование - как свидетельство взаимопонимания - мэр считает одним из достижений года. Об этом и многом другом он рассказал прессе.

Эксклюзивная социалка

- Для администрации это показатель взаимодействия с комитетами городской думы. Так же согласованно мы возьмёмся за исполнение бюджета, несмотря на неприятные прогнозы относительно поступления НДФЛ и других налогов в связи с экономической ситуацией, а также низкой активностью предпринимателей при выкупе муниципального имущества в ходе приватизации. Говоря об уходящем годе, нужно заострить внимание на наших действиях в системных сферах. Прежде всего - речь идёт об изменении логистики управления в бюджетной сфере. Мы взяли на город Волгоград управление здравоохранением, образованием и завершили формирование единой централизованной образовательной системы - на заседании думы приняты соответствующие решения. Мы утвердили новую систему соподчинённости департаменту образования Волгограда, аналогичным образом поступили с молодёжной политикой. Сейчас мы готовим новую типовую структуру администраций районов, которым оставим функции по спортивным направлениям, благоустройству, кураторству жилищно-коммунальной сферы и взаимодействия с местным самоуправлением, с предпринимательством. Молодёжная политика, здравоохранение и образование теперь исключительно в подчинении администрации города. Переход на новую структуру позволит сократить штатную численность районных администраций примерно на 65 человек, и не менее 150 - в администрации Волгограда. Это болезненные решения, но необходимые. Изменение системы управления соответствует курсу, который выбрали в большинстве крупных городов России. 2008 год является годом прорыва в этом направлении. В сфере образования у нас появились муниципальные гранты и премии, которые касаются педагогов и учреждений образования, которые раньше никогда не могли иметь подобные формы поощрения: у нас впервые стали получать премии воспитатели детских садов, педагоги детско-юношеских спортивных школ, межшкольных учебных комбинатов. У нас завершилась поставка автобусов в отдалённые школы - в этом году в дополнение к тем, что уже были, мы приобрели ещё 20 автобусов. Начали работать четыре детских сада, долгое время пустовавших. Я могу долго говорить об этом, но важным считаю отметить то, что мы решением городской думы закрепили практику предоставления горячих завтраков для школьников. Теперь нам будет не стыдно за то, чем и как мы кормим школьников, а централизованные закупки позволят добиться экономии бюджетных средств. В сфере медицины экономию дадут не только централизованные закупки, но и уход от дублирующих друг друга функций райздравов и департамента здравоохранения. 29 социальных программ, действующих в городе, причём некоторые из них уникальны или даже эксклюзивны, сыграли свою роль в том, что нас отметило Минрегионразвития - мы названы лучшим городом России по социальной политике. Это всегда приятно - видеть оценку своей работы. Но награда не меняет жизни в городе. А вот когда мы увидим изменения в больницах, до которых мы доведём ресурсы и на лекарства, и на питание, - вот это будет настоящим достижением.

Дорога дороже амбиций

В течение 2008 года подготовлены программа развития территорий, перечень территорий, на которых программа будет действовать, временные регламенты. Я полагаю, что в первом квартале 2009-го мы примем поправки в генплан, примем программу застройки территорий и правила землепользования и застройки. Рассчитываю на эффективную работу нашего муниципального предприятия, которое готовит эти документы, и на изменение инвестиционного климата, потому что мы можем сколько угодно составлять градостроительные документы, но если уровень кредитования останется таким, как сегодня, а банки и другие финансовые учреждения будут относиться к строителям так же, как сегодня, то ни о каком прорыве говорить не придётся. Я сам вынужден использовать административный ресурс, чтобы помочь строителям, которым нужно достроить почти готовый объект, но у них не хватает средств: звоню руководителям филиалов и банков с настойчивыми просьбами пойти им навстречу, но у кредитных учреждений есть установка - крайне осторожно относиться к строительству, девелоперскому бизнесу. Но я бы не хотел списывать все проблемы на кризис. Как известно, разруха - в головах. Поэтому, если что-то не получается, значит, мы чего-то не предусмотрели. Например, есть и моя вина, и департамента городского хозяйства, и управления архитектуры в том, что мы доверились проекту строительства развязки по улице 7-й Гвардейской, хотя там надо было тысячу раз всё перепроверить, прежде чем подавать на федеральное финансирование, и даже переделать, если потребуется. Проект частично накладывался на территорию другого участка, ранее выделенного под застройку одним из наших муниципальных чиновников. В 2006 и 2007 годах в администрации города творились уникальные вещи: трудно понять, как можно заказать проект дороги, который заходит на твой же собственный участок. Когда компания «Союзнефтегазстрой» заявила исковые требования по своим правам на этот участок, меня это возмутило: что вы сделали по этому участку, что вы в него вложили, как вы его подготовили к строительству? Да никак. Мы провели переговоры с теми, кто считает себя владельцем участка, привлекли Росавтодор, чтобы объяснить, что интересы муниципалитета приоритетны. Я считаю, что эта дорога для города важнее, чем удовлетворение амбиций тех или иных лиц. По этой причине в 2008-м образовалась пробуксовка по освоению средств на этом объекте. Но дорогу в любом случае доделаем, получив согласие Росавтодора перевести неосвоенные в 2008-м средства на 2009-й. Хорошо потрудились дорожники, департамент городского хозяйства - надо отметить, что наша плановая централизация привела к хорошему результату. Единая дирекция заказчика взялась за гигантскую работу - переоформление проектов дорог, которые были подготовлены за последние годы, причём подготовлены плохо, работать по ним проблематично. Мы многое меняем, чтобы освоение средств в 2009 году было без сбоев и без проблем, вроде тех, с какими мы столкнулись при строительстве развязки на ул. 7-й Гвардейской. К счастью, по остальным объектам, попавшим в перечень софинансирования Росавтодора и администрации региона, мы можем говорить о 100%-ном освоении средств. В ближайшие дни сдадим путепровод на станции Сарепта, 2-ю очередь которого построили за полгода, тогда как первую строили 6 лет. Мы в этом году наконец вернулись к проекту строительства тоннеля в Советском районе, и наши подрядчики взялись за эту работу очень активно. В целом у нас осваиваются небывалые объёмы средств - около 1,2 млрд рублей. Если такая тенденция продолжится, мы будем очень рады, потому что таких средств город не получал никогда. Хотя вчера я был на строительстве поликлиники в Кировском районе и ругался там так, как никогда в жизни. В контракте у подрядчиков записано окончание строительства к 15 декабря. Если не успеваете - набирайте людей, не хватает оборотных средств - займи, но сделай. А они, видимо, рассуждают по-другому: Волгограду всё равно нужна поликлиника, куда он денется, примут и в январе, и в феврале. Конечно, виновные будут наказаны, но я расстроен, потому что поликлинику мы в срок не получим. До 1 февраля буду лично контролировать работу подрядчика. Конечно, кризис нехорошо повлиял на работу строителей, но помимо объективных трудностей есть и просчёты - проектанты кивают на строителей, те жалуются на проектантов, и я понимаю, что это та ситуация, когда виноваты все. Хотя другие строители в том же районе меня порадовали - привели в порядок этаж общежития, которое не ремонтировалось лет 15. Если говорить о неудачах не знаю, можно ли это назвать неудачей То, что случилось с главой Центрального района Новиковым, неприятно. Давать оценку этому факту мы будем после решения суда, но сам факт заставляет задуматься о взаимодействии с руководителями такого уровня, о взаимовлиянии руководителей и подрядных организаций, которые работают на муниципальном заказе. Нам придётся многое в этом отношении поменять, какие-то фильтры ставить. Муниципалитет должен участвовать в строительстве жилья, хотя бы даже потому, что это позволяет получать квадратные метры по себестоимости - город, в отличие от бизнеса, прибыль себе в цену не закладывает. Поэтому мы, конечно, будем по возможности этим заниматься. Что касается такой меры, как выкуп жилья у частных компаний, это возможно при одном простом условии: если они приведут свои цены в соответствие с финансовыми возможностями людей, найдут схемы, позволяющие людям жить в ещё не выкупленном ими жилье. А предлагать Волгограду покупать квартиры по 55 тыс. руб. за метр, чтобы потом бесплатно передавать очередникам, - это позиция неприемлемая. Это нерыночная позиция, к тому же отдающая иждивенчеством. Муниципальные деньги с неба не падают, и покупать жильё по цене, явно не соответствующей себестоимости, - это не обсуждается. Если себестоимость равна 30-35 тыс. руб. за метр - эту цену мы можем обсуждать, искать и привлекать ресурсы для этого. Поскольку кризис застал нас в 4-м квартале, мы ориентированы на выполнение уже существующих социальных программ, а не на создание новых.

Легитимность коммуналки

1 мая 2009 года заканчивается арендный договор с ЗАО «РЭС» по аренде электросетей. Мы готовим положение о конкурсе, и до марта оно будет вынесено на рассмотрение думы. Возможно, положение о конкурсе будет увязано с погашением долгов этой компании за 2006-2007 годы, но, может, и нет. Это будет зависеть от того, какую позицию займёт Антимонопольная служба. Если говорить об аренде тепловых и водоснабжающих сетей, то по ним продолжается судебная тяжба. У нас есть основания считать, что в итоге судебное решение о признании недействительным решения Волгоградской городской думы о проведении конкурса будет отменено, соответственно договор аренды сетей, заключённый по итогам конкурса, будет признан легитимным. Поэтому на сегодня созданные нами МУПы - это бронепоезд, который стоит на запасном пути. Если суд признает нашу правоту, они не понадобятся, а если понадобятся - то они будут готовы к этой работе. Тем не менее, юридически договор существует, компания «КТВ» работает. Она готовила город к зиме, она погасила значительную часть накопленных предыдущим оператором долгов. В этом году более 2,5 тыс. объектов, которые были бесхозными, мы приняли на свой баланс. В основном это коммунальные сети, оставшиеся после банкротства тех или иных предприятий, которые, не желая заниматься приведением сетей в порядок, просто бросали их. Департамент муниципального имущества проделал огромную работу, чтобы оформить сети в собственность муниципалитета, а затем передать коммунальным предприятиям. Кроме того, мы взяли на баланс несколько котельных, которые были фактически брошены предприятиями, которые ими владели. Для того чтобы город мог использовать средства федерального фонда реформирования ЖКХ, в городе не менее 10% жилого фонда, то есть более 630 домов, в 2009 году должно управляться ТСЖ. Этот вопрос мы ставим на каждой планёрке, требуя в том числе и от коммунальщиков просто, доступно и логично объяснять населению плюсы от создания ТСЖ, а от департамента муниципального имущества - не ставить палки в колёса тем, кто создаёт ТСЖ. Мы предприняли серьёзные усилия для того, чтобы создание ТСЖ шло активнее, и сейчас у нас ими охвачено около 500 домов. Уверен, что мы эту программу выполним. В 2009 году мы сохраним все социальные программы, которые себе наметили, будем выполнять за счёт экономии средств на закупках, оптимизации штатов и так далее. И будем готовить базу на 2010 год. Любой кризис заканчивается развитием. Рывком. Я в этом смысле оптимист.