Кодекс для мамочки

В уходящем году Волгоградская областная дума подготовила два новых кодекса и устав региона. Что это за документы и зачем они нужны избирателям, «Деловому Поволжью» рассказал зампред комитета думы по государственному строительству и местному самоуправлению, член комитета по социальной политике Виталий ШЕСТАКОВ

Хозяйство вести - не лампасами трясти

- В уходящем году мы многое сделали впервые. К числу таких новаций причислю внесённый нашим комитетом в думу законопроект «О взаимодействии органов государственной власти Волгоградской области с казачьими обществами». Мы проанализировали все полномочия субъекта федерации, которые касаются казачьего движения, и обобщили их в новом законе. Что нас к этому подвигло? У казачьих объединений, в отличие практически от всех других, сложилось почему-то стойкое убеждение, что их должен содержать бюджет. Принимая закон, мы предлагаем им зарабатывать самим: создавать станичные казачьи общества, регистрировать их и начинать работу. Казакам нужно не шуметь на сходах и разгуливать с шашками по улицам, а заниматься нормальной производственно-хозяйственной деятельностью. Для этого мы и прописали принципы взаимодействия казачьих объединений с МСУ: заключение договоров, соглашений с муниципальными, поселенческими властями, хозяйственными структурами. Если какое-то сельхозпредприятие согласно, чтобы его ток охраняли казаки, - пожалуйста, создавайте дружину, подписывайте договор и оказывайте охранные услуги.

- То есть вы их заставляете действовать по казачьей пословице: хозяйство вести - не лампасами трясти.

- Получается, что так. За минувший год мы увеличили число участков мировых судей со 120 до 145. Это достаточно сложная процедура обоснований и согласований на федеральном уровне, процесс идёт постоянно, и появление каждого нового участка позволяет снизить нагрузку на судей, в конечном счёте - сделать правосудие более доступным. В этом году наш комитет закончил работу над уставом Волгоградской области. Это новый проект, новое видение устава. В нём предусмотрено - в соответствии с указом президента об административной реформе - создание областного правительства. В соответствии с законом о судебной системе - создание уставного суда. В дальнейшем областная дума должна будет разработать несколько законов под новый устав. Устав будет внесён на рассмотрение думы в первом чтении в 1-м квартале. Думаю, что в течение первого полугодия мы его примем окончательно, во всяком случае, основную - и очень большую работу - мы уже проделали. Заканчиваем работу над новым Административным кодексом области. Рабочая группа создана в комитете с участием соответствующих ведомств администрации области и федеральной власти. Ставили себе задачу ввести его в действие с 1 января, но не получается. Видимо, это произойдёт в 1-м квартале 2008 года. Старый кодекс отменяем не потому, что он нам не нравится, в новом документе сохранится процентов 70 старого, но в нём появится и то новое, что внесено в федеральный закон. Сейчас федеральное законодательство стало иначе смотреть на штрафные санкции - раньше всё фиксировалось в МРОТ, а теперь всё должно быть указано в рублях.

Семья в законе

- Похоже на признак финансовой стабильности.

- Да, и твёрдости рубля. Это то, что делалось в рамках комитета по государственной власти и местному самоуправлению. В работе комитета по социальной политике я бы отметил два основных момента. Первое - мы подготовили и приняли закон о социальной помощи беременным и кормящим матерям. Закон уже подписан губернатором. Он вступает в силу с января 2008 года, на его исполнение пойдёт около 300 млн рублей. И каждая, как говорят в социальной защите, мамочка будет получать из бюджета от 300 до 500 рублей ежемесячно. При работе над этим законом была дискуссия: некоторые депутаты и ваш покорный слуга считали, что не стоит выдавать пособие в денежном выражении, лучше бы организовать детские кухни, комбинаты питания, как это было раньше. Но, когда мы стали изучать ситуацию, выяснилось, что в области их осталось всего семь, а все остальные приказали долго жить. Конечно, в таких условиях мы не смогли бы реализовать закон в таком виде, в каком нам хотелось. Поэтому пошли по пути выдачи денежного пособия.

Второе знаковое, но незаконченное пока мероприятие - разработка Социального кодекса области. На сегодня у нас 17% бюджета идёт на социальные выплаты, и действует около 30 законов и нормативных актов, связанных с разными сферами социальной поддержки населения. Мы поставили себе задачу и практически выполнили её - собрать всё социальное законодательство области в одном документе. Это удобно прежде всего жителям области: в одном законодательном акте можно найти всю информацию о том, кому, что и когда положено. Ведь социальные выплаты производятся только по заявлению. Это значит, что нуждающийся в помощи человек должен знать, какая ему помощь положена. Пропаганда этих знаний у нас не ведётся. Когда я общаюсь с избирателями, например, во Фроловском избирательном округе, 90% вопросов как раз о том, кому что положено: дадут ли мне бесплатное лекарство, сколько я получу, если встану на учёт... Приходится разъяснять это каждому отдельно, хотя мы выделяем средства на подготовку информационных буклетов с такой информацией, но до граждан они не доходят: или их неправильно размещают, или люди ленятся читать. Например, мы анализировали по итогам 9 месяцев ход исполнения программ социальной защиты населения и увидели, что более 90% бюджетных средств уже дошло до потребителя. А 10% не дошло не потому, что бюджет не дал, а потому что люди не обращаются за помощью. Рассчитывая программу, мы определяем, что в данном виде социальной поддержки нуждаются, условно говоря, 100 тыс. человек, а приходят за этой помощью только 90 тыс.

Так происходит с выплатой пособий студенческим семьям. Посчитали, что у нас 3 тысячи человек таких. А за пособием обратилась всего половина. Может быть, у них и так всё хорошо, может, просто не знают, а может быть, брак не зарегистрирован, и для законодательства это уже не семья, а так, сожительство. Поэтому Социальный кодекс поможет и гражданам, и бюджету, потому что невостребованные бюджетные средства - это непорядок.

После нас - хоть правительство

- Давайте подробнее поговорим об уставе области. Идея создания областного правительства витает в кулуарах не первый год, но до её реализации дело не доходит, потому что глава администрации против. Вы с уверенностью говорите, что новый устав скоро вступит в силу. Что-то изменилось в позиции губернатора?

- Действительно, администрация области не стремится менять свою структуру. Но тут есть два момента. Административную реформу согласно указу президента нужно завершить до 2008 года. Более 60 субъектов федерации уже работают по новой системе или переходят на неё. Областное правительство - это не выдумка, не прихоть депутатов, это действия в рамках правового поля России. Поэтому мы должны это сделать. И мы можем это сделать: на сегодня фракция «Единая Россия» в думе имеет твёрдое большинство, и у нас есть надежда, что мы проведём свою идею через думу, хотя в голосовании по уставу необходимо собрать две трети голосов. Впрочем, губернатор и его команда не против введения правительства, но с одной оговоркой: если правительство в области будет действовать с 2010 года. В таком виде они готовы принять устав хоть сегодня.

- После нас - хоть правительство?

- Да, по-видимому, Николай Кириллович не рассчитывает остаться во власти после того, как закончится срок его полномочий в конце 2009 года. Наверное, он уйдёт на покой или займётся другой, не менее ответственной деятельностью.

- А может, он и прав? Зачем нам вообще правительство? Чем оно лучше нынешней системы?

- Я бы не стал ставить вопрос - хуже или лучше. Есть закон - и его надо выполнять. Если уж у нас ставится задача создания вертикали власти, региональные подразделения администрации должны соотноситься с федеральными органами власти. Прямого подчинения нет, но координация действий должна быть, хотя бы даже на уровне федеральных программ. Почему, например, мы не можем вести жилищное строительство на таком уровне, как его ведут Москва, Ростовская область и другие продвинутые субъекты федерации? Да потому, что у нас жилищные вопросы находятся в ведении трёх комитетов областной администрации. Это устаревшая система, и оставлять её в таком виде нельзя, она сама себе противоречит.

Другой пример. Произошла реорганизация федеральной службы по труду и занятости. И служба занятости (её по фамилии начальника называют «комитетом Комлева») оказалась на региональном финансировании и в нашем подчинении. В то же время у нас есть комитет по труду и занятости - «комитет Рыкова». Зачем нам два? Труд и занятость - это разные вещи? В комитете по труду работает 15 чиновников, бюджет комитета - 18 млн рублей. А что он курирует? Оказалось, аж четыре направления. Когда я стал анализировать эти направления, очень удивился. Это регулирование зарплаты на территории, охрана труда, установление минимальной зарплаты, хотя уже давно всем ясно, что этим заниматься не нужно. Это же абракадабра!.. Как можно на отдельно взятой территории регулировать оплату труда? Её можно регулировать только в государственных учреждениях - в рамках Трудового кодекса и областного бюджета. И зачем регулировать то, что уже урегулировано другими? А вот когда пройдёт реорганизация исполнительной власти в целях создания правительства, эти ненужные структуры, которые сохраняются по принципам кумовства или ещё каких-то меркантильных интересов, уйдут. По большому счёту правительство региону нужно для того, чтобы создать новую систему управления. И, конечно, для того, чтобы пересмотреть кадровый состав администрации. Мне иногда бывает обидно и даже стыдно, когда на заседании областной думы чиновники не могут ответить на простейшие вопросы.

- Как по вашему проекту устава выглядит процедура назначения главы правительства? Должна ли дума участвовать в назначении министров?

- Механизм формирования правительства прописывается не в уставе, а в отдельном законе. Тут может быть два варианта. Один: функции председателя правительства берёт на себя глава администрации региона, тогда членов правительства назначает дума по его представлению, и она же принимает отставки. Другой: когда глава администрации и председатель правительства - самостоятельные фигуры. И в этом случае процедуры назначения могут быть разные. Например, губернатор назначает председателя правительства, а он уже представляет на утверждение думе ведущих министров. Или дума утверждает председателя правительства по представлению губернатора.

Идея административной реформы - разделение властей и подконтрольность. Для этого и прописываются такие вещи, как ограничение сроков пребывания в должности. Нельзя быть вечным министром, нельзя быть вечным губернатором. А у меня есть желание написать законопроект о том, что нельзя быть вечным депутатам. По моему убеждению, депутатом быть больше двух созывов не стоит. Иначе начинается привыкание, депутат чувствует себя чиновником. Человек, который просидел в Госдуме четыре созыва и пошёл на пятый, - это уже не депутат, он уже не помнит, кто его избиратели, зачем они ему нужны и зачем он им нужен.