Белая горячка

Зима - это не только Новый год и череда праздников. Кому-то она приносит основной объём прибыли за год, а на какие-то товары и услуги спрос остывает до более тёплых времен. «ДП» выясняет, кто зарабатывает на холодах, а кто терпит убытки или меняет предложение в соответствии с сезонным спросом.

Сетевые магазины в ноябре-декабре радуют покупателей новогодней атрибутикой. Наряду с традиционным ассортиментом новогодних праздников - шампанское, конфеты, деликатесы - есть целый ряд продуктов, на которые в холодное время года повышается спрос. Зимний недостаток витаминов волгоградцы компенсируют овощными смесями свежезамороженными и консервированными всевозможными фруктами (уже привычными бананами, апельсинами, мандаринами, лимонами и представленной сегодня в избытке на полках магазинов экзотикой), фруктовыми и овощными соками. Холода влекут за собой заметный рост продаж молочной продукции, мяса, мясных полуфабрикатов и колбасных изделий, рыбы (свежей, солёной и копчёной) и морских деликатесов. По данным начальника отдела ценообразования и логистики сети «Радеж» Жанны Щербиной, коэффициент роста продаж на все перечисленные продукты в зимнее время года - 1,5-2. Также растут продажи горячительных напитков, в том числе и элитного спиртного. Те же, кто предпочитает греться безалкогольным способом, покупают больше чая или кофе со всевозможными сдобными сладостями, мёдом и вареньем. А вот на мороженое, прохладительные напитки - пиво, минералку и газированную воду - по понятным причинам спрос зимой падает. На магазинах бытовой техники тоже отражаются сезонные изменения. По словам директора магазина «ЭТО» Романа Куркина, зимой больше покупают телевизоры и домашние кинотеатры - люди больше проводят времени дома, перед экраном, и качество изображения выходит на первый план. Возрастают продажи LCD и плазменных панелей. Падает же спрос на системы автомузыки, на холодильники и в целом крупную, так называемую «белую» технику. Приборы климат-контроля, сплит-системы, кондиционеры и вентиляторы остаются лежать на магазинных полках. Потребность же в обогревателях и отопительных приборах возрастает у населения не в разгар холодов, когда уже действуют городские котельные, а именно в предотопительный сезон. Ведь отопление запускают 15 октября, а первые холода начинаются раньше, уже с конца сентября.

Не забывают волгоградцы и о традиционном способе проведения долгих зимних вечеров - чтении. Как рассказала «ДП» ведущий специалист ООО «Учебная и деловая книга» Галина Кускова, по сравнению с летом спрос на книги сейчас намного увеличился. И если в тёплое время года пользовалась популярностью в основном учебная литература, то сейчас в большом объёме продаётся и художественная. Покупают книги в подарок в связи с грядущими праздниками, покупают и для себя. «Те, у кого свой бизнес, всё чаще занимаются самообразованием и покупают специальную литературу. Это помогает им чувствовать себя уверенней, совершенствоваться в профессиональном плане», - считает Г. Кускова.

Зимой прибавляется работы у служб, обеспечивающих благоустройство города. Круглый год они занимаются ликвидацией стихийных свалок, уборкой парков, а в холодное время года на их плечи дополнительно ложится забота о безопасном и беспроблемном передвижении горожан по улицам. «Первое и самое важное - предупреждение скольжения на дорогах, ликвидация гололёда, обработка дорог солевой смесью. Также мы убираем снег с обочин дорог и тротуаров», - перечисляет генеральный директор ООО «БиО» Алексей Вовченко. А в городских парках проходит массовая опиловка деревьев, так как растения впадают в спячку. Теоретически у благоустроителей города в этот период пропорционально работе должны возрастать и доходы. Но этого не происходит, потому что, по словам А. Вовченко, «требования к нашей работе высокие, а финансирование из бюджета с каждым годом всё меньше». Конечно, несмотря на старания дорожников, очистка от снега и льда всех дорог города и области - нечто из разряда фантастики. И вот тут автовладельцы обращают свои взоры в сторону салонов, готовых предоставить им зимние шины и всё для безопасной и комфортной езды. Как рассказали «ДП» в автомагазине «Клаксон», сейчас в основном пользуются спросом всесезонные шины или шины с направлением движения, так как зима в Волгоград приходить не торопится. Позже, когда будет постоянный снежный покров или сильный гололёд, начнут покупать шипованную резину. Также прибыль автосалонам зимой приносят герметики радиаторов (последние от холода у многих начинают течь), тосол, антифризы, жидкие смазки для замков и стеклоомыватели. Сектор волгоградского потребительского рынка, на котором в пред- и постновогоднее время наблюдается явное затишье, - это производство и монтаж пластиковых окон. И связано это совсем не с тем, что зимой замена окон повлечёт за собой для производителей или заказчиков какие-то дополнительные расходы или трудности. Заместитель директора ООО «Империя окон» Сергей Макаров так объясняет ситуацию: «Зимой у нас меньше клиентов, и это обусловлено наличием большого количества праздников, когда окна отходят на второй план. У людей откладывается в сознании, что если менять окна, то в тёплое время года. А так - существует и зимний монтаж, и специальные зимние материалы». Но это - частные заказы. По корпоративным же клиентам ситуация немного другая. «Если идёт большая стройка, то и мы работаем, независимо от времени года», - говорит С. Макаров. Правда, во время сильных морозов даже крупное строительство всё же останавливается. Зимнее время - это и новогодняя иллюминация, и вечера у телевизоров, и почти постоянно включённое искусственное освещение в домах. Но, по данным «Волгоградэнергосбыта», объёмы потребления электроэнергии в это время сравнимы с летним периодом, когда волгоградцев спасают от жары кондиционеры. Прогнозировать экономические итоги зимы можно только с определённой долей вероятности, на них будет влиять много факторов - и холода (их наличие или отсутствие), и количество выпавшего снега. И своих цыплят волгоградский бизнес будет считать по весне.

Мария ЧУРАКОВА