Электроэнергия по карточкам

В ноябре цена электроэнергии, приобретенной ОАО «Волгоградэнергосбыт» в нерегулируемом секторе оптового рынка, была ниже установленных энерготарифов на 10%. В компании считают первые результаты работы новой модели розничного рынка электроэнергии показательными и прогнозируют, что в 2007 году положительная разница в ценах на свободном и регулируемом секторах рынка электроэнергии сохранится. Об этом рассказал на пресс-конференции 21 декабря генеральный директор ОАО «Волгоградэнергосбыт» Вадим ЖАРКОВ.

Ноябрьский дисконт

Старт либерализации российского рынка электроэнергетики был дан в январе 2005 года. Тогда было принято решение об обязательном разделении видов бизнеса, связанных с производством, транспортировкой и сбытом электроэнергии. В Волгоградской области из состава единой компании «Волгоградэнерго» выделились генерирующая компания, ставшая частью ОАО «ТГК-8», сетевая компания ОАО «Волгоградэнерго», вошедшая в ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Северного Кавказа», и сбытовая компания «Волгоград-энергосбыт». Следующим важным шагом реформ летом 2006 года стал запуск новой модели оптового рынка электроэнергии, которая должна обеспечить постепенный переход к 100%-но конкурентным отношениям между субъектами электроэнергетики на рынке электроэнергии и мощности. С 1 сентября этого года, когда новые правила коснулись и работы розничных рынков электроэнергии, у участников оптового рынка появилась возможность транслировать справедливую, конкурентную цену на розничных потребителей. Для того чтобы механизм заработал на полную мощность, в ближайшие шесть месяцев правительством РФ будут также приняты правила определения стоимости электроэнергии, поставляемой на розничный рынок, и цены излишне потребленной или недопотребленной энергии. Итоги первых четырех месяцев работы новой модели розничного рынка электроэнергии подвели в ОАО «Волгоградэнергосбыт», крупнейшей сбытовой компании, обслуживающей 6440 юридических и 200 тысяч физических лиц и контролирующей порядка 70% сбытового сектора региона. По словам руководителя компании Вадима Жаркова, внедрение новой модели розничного рынка не привело к каким-либо негативным последствиям в виде срыва или роста неплатежей среди потребителей, прошло бесконфликтно и организованно. Для своевременного и полного информирования потребителей в компании сформировали специальный раздел на корпоративном сайте, разослали информационные письма, провели образовательные семинары и организовали горячую линию. В результате по состоянию на 1 декабря 2006 года 99,6% абонентов ОАО «Волгоградэнергосбыт» согласились на изменение условий действующего договора. Вадим Жарков объяснил, что сегодня в стране по свободным ценам приобретается 3-4% объемов электроэнергии, в конце 2007 года доля вырастет до 10%. Итоги сентября-октября показали незначительные отклонения свободной цены от тарифа, причем как в меньшую, так и в большую сторону. И только после оглашения результатов ноября, когда в случае работы на 100%-но свободном рынке на каждом киловаттчасе можно было бы сэкономить порядка 13 копеек, в компании сделали прогноз на следующий год. В 2007 году у ОАО «Волгоградэнергосбыт» цена нерегулируемого сектора должна быть ниже регулируемой за счет четкого почасового прогноза потребления электроэнергии и нивелировки колебаний объемов потребления в рамках большой клиентской базы. Где спрятались мотивы Сегодня розничный тариф на электроэнергию исходит из цены ее покупки на оптовом рынке, увеличенной на сбытовую, инфраструктурную и сетевую надбавки. «ДП» заинтересовало отсутствие в этом механизме интереса сбытовой компании минимизировать цену оптового рынка. Потому что в любом случае она получит от потребителей заранее установленную наценку. Вадим Жарков объяснил, что потребители имеют возможность сравнивать розничные цены электроэнергии разных сбытовых компаний, действующих на рынке (в регионе сегодня их порядка десяти), и выбирать своего поставщика. Поэтому, снижая цену оптовой покупки, компания становится более конкурентоспособной и имеет возможность расширять свою клиентскую базу. «Мы должны показать цену ниже не только по сравнению с крупными сбытовыми компаниями, но и по сравнению с ценой промпредприятий, которые сами приобретают электроэнергию на оптовом рынке. Мы заинтересованы в сотрудничестве с ними, предлагаем им отказаться от непрофильных функций по самостоятельному приобретению электроэнергии и стать нашими клиентами», объяснил Вадим Жарков. Привлечению новых и улучшению обслуживания имеющихся клиентов призвана помочь и ожидаемая к внедрению в ОАО «Волгоградэнергосбыт» биллинговая система. Она позволит поднять уровень обслуживания клиентов и автоматизации сервисных процессов. В структуре компании появится call-центр, позвонив в который, любой потребитель сможет узнать о состоянии своего лицевого счета. Будут расширены возможности оплаты за электроэнергию, для чего компания вводит платежные карты для физических лиц.

Татьяна ТАРАКАНОВА