Попасть в ДТП и выйти достойно

От аварии не застрахован никто. Как правильно поступать на месте аварии, как не упустить что-либо важное, чтобы минимизировать полученный ущерб или избежать незаслуженного обвинения? Ликбез по этим вопросам проводит председатель Волгоградского регионального отделения общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России» Армен ОГАНЕСЯН:

- Для начала остановимся на факторе, который очень существенно влияет на исход разбирательства, это - поведение водителей после аварии. Как показывает практика, его можно условно разделить на несколько видов.

1. Водители, впадающие на месте аварии в глубокую апатию или транс. Как правило, они не участвуют в первичных следственных действиях, не участвуют в осмотре места происшествия, составления протокола.

2. Водители, не утратившие после аварии способности адекватно реагировать на ситуацию, однако полностью доверяющие сотрудникам ГАИ или милиции, прибывшим на место аварии. Обычно они стесняются высказать свои замечания, подписывают чистые листы протоколов. К этой категории относят неопытных водителей, впервые попавших в такую ситуацию.

3. Водители, пытающиеся до приезда ГАИ исказить в свою пользу обстановку места происшествия (передвинуть свою машину, убрать осколки и т.д.). Как правило, это не удаётся, и водитель только ухудшает своё положение.

4. Водители, скрывающиеся с места происшествия на своих двоих или на машине, если она не потеряла способность двигаться. Это происходит из-за страха перед ответственностью, боязни больших затрат для ремонта чужого повреждённого автомобиля. Часто водители убегают, чтобы скрыть состояние опьянения. В любом случае убегающий водитель навлекает на себя более тяжкие кары, особенно если он бросает без помощи травмированных людей. Ведь никто не может дать ему полной гарантии, что номер его автомобиля не записали, а то, что именно он сидел за рулем, не видели несколько свидетелей. У водителей, оставляющих место ДТП, особенно часто возникают проблемы. К примеру, недавно на проспекте Металлургов 24-летняя женщина слегка задела перебегающего дорогу ребёнка. Остановившись, она вышла и с волнением спросила, всё ли в порядке. Услышав ответ матери ребёнка, что всё нормально и ничего не надо, женщина поехала дальше, предварительно дав визитку матери ребёнка со словами, если понадобится помощь, звоните. Вечером за ней приехал наряд милиции, отвёз её в РОВД и посадил в клетку. Её обвинили в том, что она, совершив наезд, скрылась с места преступления.

5. Водители, избирающие логически оправданную, активную линию поведения после аварии. Что же надо делать, чтобы всегда оказываться именно в этой категории?

Совет N1

От подробной и тщательной фиксации всех обстоятельств аварии зависит очень многое. В дальнейшем на основании первоначально составленных документов - протокол осмотра места происшествия, справка о ДТП, протокол о техни- ческом состоянии транспортных средств, схемы ДТП, объяснения участников ДТП, показания свидетелей и т.д. органы ГАИ устанавливают связь между действиями водителей и наступившими последствиями. Поэтому не пытайтесь что-либо изменить в обстановке ДТП, а наоборот принимайте все меры к наиболее полному фиксированию всех следов. Если у вас на глазах другой участник происшествия пытается скрыть следы, передвигает свою машину, убирает осколки и т. д., попытайтесь вначале мягко образумить его, а если не получается, обратите на это внимание свидетелей и с помощью подручных предметов обозначьте первоначальное расположение убранных вещественных доказательств. Потребуйте от работников ГАИ зафиксировать в протоколе осмотра места происшествия буквально всё, что, по вашему мнению, может относиться к делу: место столкновения автомобилей, их взаимное расположение после аварии, разметку дороги и её видимость, светофоры и дорожные знаки в месте аварии, их исправность и видимость, видимость в месте аварии и освещение, состояние дороги и погоду, следы торможения, предметы, лежащие на дороге, техническое состояние автомобилей. Все следы и знаки, предметы должны быть «привязаны» к местным предметам - линии разметки, обочины, к домам, телеграфным или осветительным столбам и т.п. Обратите внимание составляющих протокол на техническое состояние автомобиля «обидчика» - известно много случаев, когда один из водителей доказывал свою невиновность из-за того, что на другом автомобиле не было предусмотренных заводом зеркал заднего вида или, например, не работали поворотники, стоп-сигналы, была совершенно лысая резина и т.п.

Совет N2

Очень серьёзно отнеситесь к составлению на месте ДТП первоначальных документов, требуйте от работников ГАИ их подробного составления. Не допускайте общих фраз типа: «помято левое крыло». Это лучше описать так: «левое крыло смято с разрывом металла, разбит подфарник, установленный на крыле, треснуло стекло на передней левой фаре, под крылом разломан пластмассовый защитный чехол, погнуты рулевые тяги переднего левого колеса, лопнул пластмассовый бампер, возможны другие скрытые дефекты в повреждённой части автомобиля». Чем больше вы напишете, тем больше ваши шансы получить полную материальную компенсацию за аварию. По первой записи вы получите компенсацию только за ремонт крыла, а по более подробной - за всё. Тем более что вы оставляете за собой право на дополнение дефектной ведомости, указав возможность наличия других повреждений, не замеченных сразу на месте аварии. Внимательно прочитайте все документы перед тем, как их подписать. Если с чем-то не согласны, смело пишите свои замечания - это ваше законное право.

Совет N3

До того, как приедут гаишники, постарайтесь сами среди собравшихся зевак или остановившихся за вами водителей найти людей, которые видели аварию в динамике, а не её последствия. Если надо - посулите им компенсировать все их затраты по явкам в ГАИ или в суд в качестве свидетелей, запишите их ФИО, телефоны, адреса. Эти сведения сохраните у себя, а копию передайте гаишникам для внесения в протокол. ГАИ тут же предложит пройти обследование на алкоголь, ни в коем случае не отказывайтесь, но требуйте освидетельствования в медицинском учреждении. Если второй водитель отказывается от освидетельствования, проследите, чтобы гаишники это занесли в протокол. Если ваш обидчик явно пьян, требуйте, чтобы это также занесли в протокол, что у него явные признаки опьянения - запах, нетвёрдо стоит на ногах, невнятная речь и т.д., причём заручитесь несколькими свидетелями этого, а то на следующий день этот человек принесёт справку, что был совершенно трезв, ведь её сейчас можно купить.

Совет N4

Ни в коем случае не вступайте в перепалку с представителями ГАИ на месте аварии. Помните: всё, с чем вы не согласны, вы можете внести в составляемые документы. Если вы считаете, что сотрудники ГАИ или милиции действуют незаконно или неправомерно, то ваши замечания также внесите в протокол ДТП, а затем обжалуйте эти действия в вышестоящем управлении ГАИ или в прокуратуре. После проведения освидетельствования на алкоголь гаишники предлагают написать участникам ДТП собственноручные объяснения. Отнеситесь к этой бумаге наиболее серьёзно, думайте над каждой строчкой, каждой формулировкой. Это первоначальное объяснение, как правило, самое верное, его затем трудно опровергнуть. Не допускайте неточных цифр, слов. Не применяйте фразы, допускающие двойное трактование или неоднозначность.

Совет N5

Если у вас есть возможность, и ваша страховая компания вам такое право дала, сразу после аварии вызовите по телефону аварийного комиссара, или хотя бы вызовите опытного в подобных делах друга, знакомого, коллегу для оказания вам помощи при оформлении всех протоколов. Желательно, чтобы он немедленно приехал до прибытия ГАИ и выступил в качестве свидетеля с вашей стороны, подсказывал вам необходимые действия. Пусть привезёт с собой тетрадь с ручкой, рулетку, ведь может быть так, что вы придёте к соглашению с другим водителем, сами составите схемы и поедете в ГАИ для дальнейшего оформления, тем более что закон это допускает, если нет раненых и погибших. На основании первичных материалов принимается решение об отказе или возбуждении уголовного дела. Дело передаётся из ГАИ в следственные органы МВД. Срок предварительного расследования - до двух месяцев. Если за два месяца его не завершили, например, из-за сложных экспертиз, следствие продлевается районным прокурором на один месяц. Дальше следствие продлевается только в исключительных случаях более высоким начальством. Если в происшествии обвиняют вас, желательно сразу пригласить адвоката, специализирующегося на делах по автотранспортным происшествиям, особенно это необходимо, если нанесён очень крупный материальный ущерб или есть раненые и погибшие. Квалифицированный адвокат поможет вам минимизировать, например, сумму выплат, понести более лёгкое наказание. Если же вы пострадавший, то стоимость услуг адвоката вам всё равно потом компенсирует виноватая сторона после суда.

Совет N6

Если на вас завели уголовное дело, адвоката нанимайте немедленно. Дело для ознакомления перед судом вам должны предоставить в подшитом и пронумерованном виде. Закон не ограничивает для вас время ознакомления с делом, а хороший адвокат может добиться дополнительных экспертиз и исследований, которые могут сыграть вам на пользу. Несомненно, что потерпевший также фигурирует в деле и не меньше обвиняемого заинтересован в исходе дела. Главный интерес потерпевшего добиться полного возмещения материального ущерба, причинённого ему в результате аварии. Гражданский иск может быть заявлен потерпевшим на любой стадии предварительного расследования и до начала следствия. Он должен содержать подтверждённые ксерокопиями документов все сведения о понесённых убытках из-за действий обвиняемого, например: калькуляция на ремонт вашего автомобиля от независимой оценочной формы; счёт за фактически выполненные ремонтные работы (фактические затраты); счёт за услуги, оказанные адвокатом; счёт за услуги, оказанные юридической консультацией; счёт от транспортной фирмы за транспортировку повреждённого автомобиля к месту постоянной стоянки, а затем в ремонтную мастерскую; квитанции о посланных телеграммах с уведомлением обвиняемому; квитанции об уплате госпошлины и о ксерокопировании документов; справку с места работы о ежедневном заработке и о количестве дней, потраченных для ремонта и хождения по судам и т. д. Подлинники документов вы предъявляете в суде по мере необходимости. Но не надо особо жадничать. Вряд ли обвиняемый сознательно хотел разбить вашу машину, он же тоже пострадал. Поэтому подавать ещё и на компенсацию морального ущерба, мне кажется, неэтично. А вот полного возмещения ваших материальных потерь необходимо добиваться.

Совет N7

На всех этапах разбирательств ведите себя честно и достойно. Помните, что любые ваши противоправные действия могут вызвать адекватную реакцию. Например, если вы, изрядно помяв чужую машину, удрали с места происшествия, не удивляйтесь, что через день-два к вам домой явится её владелец с претензиями.

Совет N8

Далеко не всякая мастерская возьмётся ремонтировать вашу машину без справки об аварии из ГАИ. Только в самых простых случаях, когда материальный ущерб минимален, неисправность можно быстро устранить своими силами (например, заменить разбитую фару), если вам предлагают с лихвой компенсировать весь ущерб на месте, можно разойтись миром, без гаишников. Если деньги предлагаете вы, и у вас их согласны принять, то обязательно возьмите у пострадавшего расписку о том, что он взял от вас деньги и больше не имеет к вам никаких претензий. Если расписку не возьмёте, то вполне возможно, что впоследствии человек, взявший у вас деньги, откажется от этого факта.

образец

РАСПИСКА

Я, Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу: г. Волгоград, ул. Строителей, д. 20, кв. 20, получил от гр. Сидорова Петра Петровича, проживающего по адресу г. Волгоград, ул. Пельше, д. 22, кв. 25, деньги в сумме 300 (триста) долларов США в виде компенсации за материальный ущерб, причинённый моему автомобилю ВАЗ 21053 госномер Н 046УК34 (разбита правая передняя блок-фара и сломана декоративная решётка радиатора), которые гр. Сидоров П.П. причинил моему автомобилю, стоящему на автостоянке по ул. Рокоссовского, при парковке своего автомобиля джип «Чероки» госномер М315МВ34. Других повреждений моему автомобилю не нанесено. В настоящее время никаких материальных или иных претензий к гр. Сидорову П.П. не имею.

15 сентября 2009 г. Подпись Иванов И.И.

И напоследок, если по отношению к вам применяют противоправные действия некоторые сотрудники ГИБДД, представители страховых компаний, дорожные и муниципальные службы, вы всегда можете найти поддержку и помощь, а также получить квалифицированную консультацию в региональном отделении Движения автомобилистов России по адресу: г. Волгоград, ул. Полоненко, 12, тел. 48-82-15, 48-82-23 и мобильный +7-927-510-30-90 или 50-30-90.

Мы защищаем права человека за рулём!