Гламур неистребим

В эти праздники дорогие покупки уступят место символическим подаркам. Об этом свидетельствует исследование, которое опубликовал Ситибанк. В ноябре 2008 года Ситибанк провёл второе ежегодное исследование динамики основных категорий покупок по кредитным картам жителей России в предновогодние и праздничные дни. Методология исследования основывается на анализе ежемесячных трат 20 тыс. пользователей кредитных карт в период новогодних праздников, начиная с 2005 года. Выборка включала мужчин и женщин в возрасте от 22 до 55 лет с ежемесячным доходом не менее 9 тыс. руб. Прогноз на эту зиму получен с помощью комплексной методики прогнозирования на базе данных за 47 месяцев и с поправкой на новый тренд, обозначившийся в августе 2008 года.

Комментируя результаты исследования, глава бизнеса кредитных карт «Citi Россия» Михаил Бернер напомнил, что преимуществом банковских карт является контроль за расходами: «Это позволяет получать достоверные данные и актуальные тенденции потребительского поведения. В российских условиях, где статистика торговых предприятий не является открытой, это один из самых надёжных источников информации о потребительском рынке». В декабре расходы растут всегда. В 2005 году - на 10% по отношению к среднемесячному значению за год, в 2006 - 18% и 14% - в 2007. Несмотря на ожидаемое снижение расходов, прогноз остаётся оптимистичным: в декабре 2008-го население потратит всё же на 12% больше, чем в среднем за год. Но по сравнению с декабрём 2007-го россияне вряд ли потратят значительно больше - всего лишь на 3%. Кстати, в декабре-январе потребители совершают гораздо больше покупок, используя карты для оплаты, а не для снятия наличных, чем в другие месяцы. Традиционно наиболее популярными категориями предновогодних расходов являются парфюмерия и косметика, ликёро-водочная продукция, ювелирные украшения и часы (полный список - в диаграмме). Раньше в группу лидеров роста входили товары для дома и средства телекоммуникации, однако в прошлом году они из группы лидеров выбыли, что объясняется снижением интереса к товарам для дома как к подаркам. В декабре 2008-го лидерство будет принадлежать алкоголю, парфюмерии и косметике, которые покажут рост в 115% и 110% по сравнению со средним значением за год, и 30% и 15% по сравнению с декабрём 2007 года соответственно.

Расходы на детские игрушки покажут более низкий рост, чем в прошлом году, - 40% к среднемесячному значению за год (в прошлом году - 46%, а в 2006 - 112%). В августе-сентябре наблюдался значительный рост расходов на ювелирные украшения по сравнению с этими же периодами в прошлом году, на 70% и 66% соответственно. Однако в октябре-ноябре расходы снизились. В первые месяцы кризиса ювелирка рассматривалась как объект безопасных инвестиций, а теперь она вновь станет лишь подарком. Рост расходов на золото-брюлики, тем не менее, увеличится на 65% в декабре и 55% в январе по сравнению со среднемесячным показателем за год.

Мужчины уже сократили свои расходы на одежду в последние два месяца - на 20% по сравнению с соответствующим периодом в 2007 году. Женщины пока держатся. Но традиционный рост затрат в этой категории во время январских распродаж может замедлиться по сравнению с предыдущим годом. Три года пик продаж туристических путёвок и авиабилетов приходился на ноябрь, однако в этом году в ноябре расходы на услуги турагентств упали на 34% по сравнению с прошлым годом. Снижения не наблюдается лишь в расходах на еду, парикмахерские, SPA-салоны и салоны красоты.