Зеркало местной власти

Второй год на территории Волгоградской области в полном объёме реализуются все положения 131-го федерального закона, положившего начало реформе местного самоуправления. Совместно с нашими экспертами мы подвели итоги сделанного в 2007 году. Пять вопросов, пять ответов, а за ними - 12 месяцев напряжённой работы.

ВОПРОСЫ «ДП»

1. Что удалось сделать за год в реализации 131-го федерального закона? Достигнуты ли намеченные цели?

2. С какими проблемами пришлось столкнуться?

3. С какими федеральными и региональными структурами вы сотрудничаете? Расскажите о совместной работе с ними.

4. Какие поправки необходимо внести в федеральное законодательство для лучшей работы органов МСУ?

5. Возможна ли в нынешних условиях финансовая независимость субъектов МСУ различного уровня? Ваши прогнозы дальнейшего развития местного самоуправления по-волгоградски?

Виктор Полищук, глава Руднянского городского поселения.

Один из самых активных муниципальных руководителей области, неоднократно выступал на страницах «ДП». Участник конференций Союза малых городов России. Помогает местным предпринимателям налаживать связи с московскими торговыми сетями.

1. Впервые в 2007 году поселения обрели основной атрибут хозяйственности имущество. Но зачастую нам его скидывают, но не дают денег на содержание. Самый характерный пример ЖКХ. От такого имущества и районы, и предприятия отказались легко, но с решением конкретных вопросов всё затягивается. Передал нам район жилфонд, а информацию по потребителям коммунальных услуг пришлось собирать самостоятельно причём, насколько мне известно, нечто подобное происходило не только в Рудне.

2. Может показаться смешным, но серьёзной проблемой для нас стало неимоверное количество бумажной работы. Ещё одна проблема - ревность на уровне района к самостоятельности поселений. Бывает тяжело найти взаимопонимание. Недавно обратился в район - необходимо совместное обращение к жителям по выбору форм управления многоквартирными домами. Подготовил проект письма - не подписали, и своего ничего не предложили. Но главное люди по-прежнему уезжают в Москву, а скоро поедут в Сочи. Сегодня у нас есть деньги - нет рабочих.

3. Нам всегда помогает милиция - РОВД по-соседству, на любое приглашение к совместным мероприятиям отзывается. Приятно работать с областным комитетом по имуществу - пусть не всё решается, но всегда готовы к диалогу. То же самое в комитете ЖКХ, хоть и спорим порой. И, конечно, очень важна поддержка губернатора, благодаря которому и осуществляется у нас реформа МСУ.

4. Нужно отдать право распоряжаться землёй на уровень поселений. Аргумент об отсутствии специалистов не выдерживает никакой критики. Хотелось бы, чтобы обратили внимание на ставки земельного налога и налога на имущество. По сравнению с 2005 годом собираемость земельного налога снизилась в 8 раз. Мы получаем 3,5 млн рублей дотаций, а на земельном налоге потеряли 4,2 млн. То же самое с налогом на имущество - ставка смешная! В среднем житель поселения платит 70 рублей в год вышеназванных налогов. Если уж мечтать - чтобы поселения получали больший процент подоходного налога, до трети от общей суммы. И ещё - нужно оставлять штрафы в поселениях, ведь вред приносится нашему имуществу, и штрафуем тоже мы. А деньги уходят в район. 5. Финансовая независимость возможна при условии решения вопросов трудовой миграции. Сегодня есть все предпосылки к развитию производства. Увеличение числа работающих приведёт к повышению собираемости подоходного налога, а, значит, больше денег будет в местных бюджетах. Надо помогать предпринимателям, убирать все бюрократические преграды - это тоже рабочие места и налоги.

Евгений Сорокин, депутат Волгоградской областной думы по Калачёвскому избирательному округу. Входит в состав комитета по аграрной политике и природопользованию. Активно работает в своём округе, регулярно встречается с избирателями, проводит учебу для депутатов городских и поселковых дум (советов).

1. По сравнению с прошлым годом денег стало чуть больше. За счёт дотаций из регионального бюджета, за счёт того, что местные власти вникли в ситуацию и наладили работу по сбору доходов. Они учатся работать с вышестоящими бюджетами, с отраслевыми подразделениями обладминистрации участвуют в целевых программах, получают софинансирование по социально значимым проектам. Я в своих поездках не устаю повторять: ищите деньги в своих бюджетах на проектно-сметную документацию по самым важным для вашего поселения объектам. Эти деньги потом вернутся сторицей.

2. Есть целый ряд вопросов, которые можно решить на региональном уровне. ФЗ-131 должен вступить в силу в полном объёме с января 2009 года. А наш губернатор Николай Максюта поспешил объявить о том, что в Волгоградской области закон вступил в полную силу с января 2006 года. В этом решении корни главной проблемы в его реализации. Муниципальным районам и поселениям пришлось в срочном порядке делить полномочия. Сельские поселения готовы отдать району те полномочия, с которыми пока не готовы справляться - в сфере ЖКХ или культуры. Понятно, что в условиях недофинансирования районам в силу своей мощи было бы легче справиться с этими вопросами. Но не все районы соглашаются принимать на себя полномочия. Ссылаются на то, что в законе не написано, что они обязаны это делать. И этот груз тяжким бременем ложится на поселение - при недостатке денег, кадров и опыта. Вторая проблема - избыточные функции районов в решении ряда вопросов поселений. Например, ФЗ-131 закрепляет распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности за регионом. А у нас власти региона, не желая работать с пятьюстами муниципальными образованиями, передали её на уровень районов. И теперь поселения косвенно зависят от района, что неправомерно. Не отдать деньги власти района, конечно, не могут, а задержать перечисление - вполне. Третья, а может, и главная проблема - это недостаточная финансовая обеспеченность местной власти. В их распоряжении четыре налога - НДФЛ, налог на имущество физических лиц, налог на землю, единый сельхозналог. Это недостаточно. Даже несмотря на то, что в этом году региональные власти с 10 до 20% увеличили долю НДФЛ, которая остаётся в распоряжении органов МСУ. Честнее будет оставлять на местах всё, что там же и собирается. А пока мы гоняем деньги туда-обратно, по уровням бюджета. Мы в этом году проехали 64 муниципальных образования Калачёвского округа. Везде остро стоит кадровая проблема. Исполнительная власть как-то включилась в практическую работу. А депутатам поселковых советов намного сложнее. Идя во власть, они думали, что будут напрямую влиять на жизнь поселения, помогать односельчанам. А им приходится работать с кипами документов, изучать нормативно-правовую основу МСУ. В итоге на следующих выборах в органы МСУ в 2009 году мы получим дефицит готовых идти во власть.

4. Надо дать больше денег поселениям. Надо изыскать возможности обучать депутатов местных дум и советов. И решать конкретные вопросы, на которые в первые два года реформы сил не хватало. В частности, точнее просчитать нормативы, по которым рассчитывается количество сберкасс, аптечных пунктов, органов ЗАГС. Потому что жителям многих поселений приходится ездить в район или в более крупное поселение - налоги заплатить или документы даже самые незначительные оформить.

Валентина Кондрашова, полномочный представитель губернатора в Котельниковском округе, который включает Котельниковский, Октябрьский и Светлоярский районы. Один из первых собеседников «ДП» в проекте «Территория народовластия». Активный сторонник курса обладминистрации на развитие системы комитетов территориального общественного самоуправления.

1. Сделать удалось многое, прежде всего в сфере территориального общественного самоуправления. Год назад мы только создавали ТОСЫ, теперь они реально работают. Лучше всего живут в тех поселениях, где в единой связке работают исполнительная, законодательная власти, ТОСы и хозяйствующие субъекты. По итогам года можно также сказать, что свою остроту потерял вопрос разделения полномочий. Если и возникает вопрос между конкретным районом и поселением, мы его решаем в рабочем порядке. И самое главное, что особенно заметно в сельских поселениях, жители стали хозяевами своей земли.

2. По-прежнему острой остаётся кадровая проблема - на селе не хватает управленцев, врачей, учителей. У местных властей нет ресурсов, чтобы мотивировать их. Этот вопрос лучше бы решать на федеральном уровне - создавать единую российскую систему привлечения профессиональных кадров в сельские поселения.

3. Для нас, как представителей региональной власти, особо важна работа с налоговой инспекцией. Потому что от этой работы зависит наполнение местных бюджетов. Пока сотрудничество органов МСУ и налоговых инспекций идёт неровно, много несостыковок в данных. С Роснедвижимостью мы неплохо взаимодействуем. Но проблема с помещениями для неё решена не повсеместно. Можно было бы построить здание с нуля и заселить его представительствами тех госорганов, с которыми население и органы МСУ непосредственно взаимодействуют. Земля для такого проекта в райцентрах есть, не понятно только, кто оплатит это строительство.

4. Мы неоднократно обращались к правительству с просьбой внести в законодательство два момента. Во-первых, упростить механизм самообложения, по возможности исключив оттуда референдум. И во-вторых, исчислять единый сельхозналог не с валового урожая, а с гектара земли. Тогда фермеры перестанут скрывать реальную валовку, и местные бюджеты будут пополняться лучше. А правительство, в свою очередь, должно изыскать возможности поддерживать сельских товаропроизводителей.

5. Пока почти все муниципальные образования нашего округа дотационные. И всё же доля собственных доходов у большинства из них медленно, но растёт. Денег становится больше, но, вполне понятно, что на решение всех вопросов местного значения их не хватает. Задача следующего года - не растерять то, что уже достигнуто за два года реформы. Уже есть все возможности, чтобы не выживать, а жить.

Александр Чунаков, глава городского округа г. Камышин. Лауреат Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование» 2007 года.

1. Всё, что было намечено на 2007 год, мы выполнили. У нас реализуется семь собственных программ, в ч астности, по капитальному строительству, по здравоохранению и образованию, и все они получили неплохое финансирование. В рамках федеральной программы закончили второй этап берегоукрепительных работ, чтобы защитить от подтопления 6-й микрорайон. Это очень перспективный участок для будущих инвесторов, и я надеюсь, что он теперь будет активно застраиваться, в том числе и элитным жильём. Закончили ремонт краеведческого музея и принялись за ДК «Текстильщик» - он вообще не реконструировался 50 лет. Всё это благодаря тому, что хорошо поработали с доходной базой - бюджет выполнен на 108%, а неналоговые поступления вообще составили 150%.

2. Две главные проблемы - разрушенная система здравоохранения и низкий уровень зарплат в городе. Пытаемся бороться, решаем вопросы. К примеру, открыли собственную программу подготовки кадров для учреждений здравоохранения, приобретаем квартиры для молодых врачей. В прошлом году активно занимались закупками современного оборудования для городских больниц, в этом - реконструкцией зданий. Задача повышения зарплат - главная на ближайшие годы. За два года уровень средней зарплаты в городе вырос почти на 80%. Лично общаюсь с предпринимателями, убеждаю выводить зарплаты из тени.

3. Главный двигатель 131-го закона в нашей области - это Николай Кириллович Максюта. Та твёрдость, с которой он реализует этот закон, очень нам помогает. В итоге все областные чиновники работают, можно сказать, на нас. Мы, как ни один другой регион, подготовлены к 2009 году, когда 131-й закон начнёт работать на всей территории России. А у нас уже сейчас реально разделены полномочия, реально сформированы бюджеты в каждом муниципальном образовании.

4. Нужно полномочия по социальной защите населения передать главам муниципальных образований, спустить их с государственного на местный уровень. Ведь чиновник наверху мало знает о конкретных проблемах конкретного человека. Но, конечно, полномочия нужно передавать вместе с финансами. Ну, и хотелось бы, чтобы было больше полномочий в работе с предпринимателями, с промышленностью. Мы потеряли все рычаги воздействия на тех, кто работает недобросовестно, не выплачивает достойную зарплату. Это неправильно.

5. Нужно разобраться в налоге на имущество физических и юридических лиц - ведь сейчас, по сути, богатый человек не платит те налоги, которые должен бы платить. И особое внимание нужно уделять селу - без дотаций, без поддержки сельские поселения вряд ли выживут. Им нужно дать большую свободу - в том числе и в налоговых вопросах.

Александр Шевченко, глава Александровского сельского поселения Жирновского района. Победитель областного и всероссийского конкурсов, его поселение признано «Лучшим сельским поселением» России.

1. Хороший был год - всё намеченное сделано. Несмотря на некоторые финансовые трудности, занимались и ремонтом, и благоустройством наших объектов.

2. Не удалось до конца разобраться с земельным налогом. Поиск владельцев, определение границ, составление базы данных - это работа не одного дня. Часть земельных участков заброшена - пытаемся найти владельцев или будем передавать в фонд перераспределения, чтобы сдавать землю в аренду. Масса вопросов по имущественному налогу - люди не оформляют строения, а мы не можем на них воздействовать, нет рычагов.

3. Чаще всего мы контактируем с областным Советом муниципальных образований. Это помогает решать массу вопросов и с региональными, и с федеральными структурами. Помогает и полпред губернатора в нашем округе.

4. Я считаю, что подоходный налог должен оставаться на территории, все 100%. Ну, и налог на недра - нужно менять принципы его распределения. У нас в районе он составляет 6 млрд рублей, 5% достаётся региону, а нам вообще ничего не дают.

5. К сожалению, о прогнозах трудно говорить, не видя помощи по налогам. К примеру, у нас поступления арендных платежей от промышленных предприятий постоянно сокращаются нефтяники передают земли муниципалитетам, или федерация их забирает. Пока у нас не будет бюджета развития, мы не поднимемся.

Владимир Ерофеев, глава Камышинского муниципального района. Район занял 2-е место во Всероссийском конкурсе в номинации «Управление финансами».

1. Особенно много сделано в здравоохранении и образовании - благодаря полученным дополнительным доходам мы смогли направить в эти отрасли порядка 40 млн рублей. Занимаемся газификацией - с помощью «Газпрома». Очень серьёзная программа по модернизации наших котельных. Она, кстати, уже даёт результаты - переход с мазута на газ экономит 14 млн рублей.

2. Главная проблема - это всё, что связано с ЖКХ. Сейчас все платежи по тарифам - это примерно 61% от себестоимости выработки тепла. Постоянные убытки - и мы никак не можем от этого уйти. Мы не можем дотировать предприятия ЖКХ - закон не позволяет, и тарифы поднимать тоже не можем - региональная служба по тарифам не даёт. Выход один - модернизация системы, чем мы, собственно, и стараемся заниматься.

3. Всё упирается в финансы - поэтому и общаемся мы больше с областным бюджетным комитетом. В прошлом году мы доказали, что наш бюджет формируется неправильно, а сейчас опять надо доказывать - то же самое. Переход на новую методику формирования бюджета - он вроде бы правильный, но 22 млн мы уже потеряли. Нужен перерасчёт - иначе мы не выживем.

4. Району постоянно приходится быть просителем. Нужны соответствующие правки в 131-м законе - чтобы у всех муниципальных образований появилась большая финансовая независимость. У нас налогов собирается более 700 млн рублей, а весь наш бюджет - менее 400 млн. В 2004 году в районе оставалось 50% всех собираемых налогов, а сейчас - лишь 20%. И надо разобраться с законом о конкурсах на поставку товаров и услуг для муниципальных нужд - слишком много в нём пробелов, чем часто пользуются недобросовестные поставщики.

5. Без финансовой самостоятельности о развитии МСУ можно только мечтать. А мы не хотим мечтать, мы хотим работать и зарабатывать. Если у нас это получается, нам тут же говорят - у вас так много денег на расчётном счету, зачем вы ещё просите? Мы сами знаем, куда направлять наши деньги - «дыр» хватает. Реальная финансовая независимость - вот с чего нужно начинать все прогнозы.

Владимир Удалов, глава Жирновского муниципального района. Район занял 2-е место в номинации «Лучная инфраструктура муниципального образования».

1. Наши награды - это свидетельство того, что мы хорошо работаем. Не на 100%, но практически всё намеченное мы сделали. Могли бы больше, но бюджет, увы, не позволяет. Наши дополнительные доходы по итогам года составили 40 млн рублей - направили эти деньги на ремонт школ, закупку современного оборудования для них. Без таких дополнительных доходов и в федеральные программы трудно попасть - они ведь все на условиях софинансирования работают.

2. Проблема серьёзная - «ЛУКОЙЛ» постепенно выводит свои подразделения из района. Часть земель к тому же переходит в федеральную собственность. Для нашего бюджета это очень серьёзные потери. Стараемся их компенсировать - на следующий год, видимо, будем повышать арендную ставку.

3. Особенно плотно сотрудничаем с областным комитетом по сельскому хозяйству - помощь и поддержка от них постоянная. Может быть, поэтому и урожай в этом году у нас отменный.

4. Необходимо хотя бы часть налога на прибыль промпредприятий оставлять в районах. То же самое - по налогу на добычу природных ископаемых. Мы живём на тяжёлых налогах, они трудно собираются. К тому же их объём расти не будет - ведь если есть один земельный участок, дважды его в аренду не сдашь. Хотелось бы, чтобы новая Госдума рассмотрела вопросы налогового перераспределения в пользу муниципальных образований.

5. Всё зависит от нас - насколько активно мы будем работать и защищать свои интересы. В Москве о наших проблемах тоже знают - я уверен, что воссозданный при президенте РФ Совет муниципальных образований обязательно заработает в полную силу.

Татьяна Курышева, председатель думы Дубовского района. Одна из первых откликнувшихся на предложение «ДП» стать участником круглого стола по проблемам МСУ.

1. Создана правовая база для работы органов МСУ. Передано имущество городского и сельского поселений муниципального района для исполнения ими полномочий, проведена ревизия имущества, оставшегося в собственности муниципального района. Принято решение об утверждении местной символики - герба и флага Дубовского муниципального района. Утверждено положение о служебном муниципальном жилье, приобретены квартиры для специалистов. Создан районный экологический фонд.

2. Нет возможности помогать гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, из средств местного бюджета. Нет взаимодействия с налоговыми органами.

3. Волгоградская областная дума, контрольно-счётная палата Волгоградской области. Большинство отделов администрации Волгоградской области. Нижне-Волжское бассейновое управление. У нас есть возможность получать консультации, участвовать в проводимых ими совещаниях и семинарах.

4. Все предприятия, организации, учреждения, расположенные на территории района, должны платить налоги в районный бюджет, то есть по территориальному признаку, а не по месту регистрации. Нужно восстановить налоговые органы и органы санэпиднадзора на районном уровне. Необходимо внести поправки в порядок отзыва выборных должностных лиц в связи с тем, что отменён порог явки на выборы.

5. В настоящий момент финансовая независимость МСУ невозможна. Если не будет дотаций из областного бюджета, то городское поселение ещё сможет выжить, а сельские поселения - нет, так как собственных доходов у них крайне мало и резко увеличить их собираемость возможности нет.