Земля неучтённых денег

После принятия 131-го закона и нового Налогового кодекса РФ земля для городских и сельских поселений стала важнейшим источником доходов. Налог на землю и её аренда - немногие из платежей, оказавшихся в распоряжении местной власти. Рассказывая о ходе реформы МСУ в течение 2007 года, «ДП» со своих страниц постоянно обращалось к проблеме земельных отношений: налогообложения, кадастрового учёта, нарушений законодательства в сфере землепользования.

Когда администрация Волгоградской области в марте подводила итоги 2006-го налогового года, одной из болевых точек местного самоуправления был назван неудовлетворительный сбор земельного налога. План, принятый муниципальными образованиями Волгоградской области, был исполнен на 78,9%. Пресс-служба администрации Волгоградской области приводила тогда слова заместителя губернатора Александра Плотникова, назвавшего среди причин, приведших к сокращению поступления земельного налога, некачественную и необъективную кадастровую оценку земель: с 2006 года именно этот показатель стал основой для его исчисления. Недовольство качеством кадастра руководители местных администраций не раз высказывали на совместных совещаниях с Территориальным управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). По данным контрольно-счётной палаты Волгоградской области, Роснедвижимость не передала к установленному сроку (1 февраля 2006 г.) в налоговые органы сведения по 108,4 тыс. земельных участков, что сделало невозможным контроль за правильностью исчисления налогов.

В начале апреля руководитель Роснедвижимости по Волгоградской области Сергей Белоусов сообщил «ДП», что его ведомство готово изменить ситуацию. В соответствии с федеральной целевой программой делается попытка выстроить единую систему государственного кадастра. Создание удалённых офисов в районах области с возможностью выхода к единому сервису базы данных сделало бы информацию прозрачной, что станет одним из механизмов противодействия коррупции. А ещё, по мнению С. Белоусова, ответственность за качество кадастровой оценки должны разделять главы местных администраций. Именно от того, как они проведут инвентаризацию земель, будет зависеть качество кадастровой оценки земель. Ведь именно объективный кадастровый учёт мог бы стать важным фактором эффективного управления на территории Волгоградской области и способствовать увеличению налоговой базы. Главы сельских администраций в интервью «ДП» также высказывались о том, что нерешённость земельного вопроса мешает нормальному ходу реформы МСУ. Например, глава Орловского сельского поселения Николай Комяхов говорил о том, что хорошие законы о закреплении кадров на селе, о развитии жилищного строительства не работают только из-за того, что поселения не имеют права распоряжаться землёй, предоставлять участок под жильё, рынок или магазин. А крайне низкий налог на землю сельхозназначения, по мнению Н. Комяхова, одна из причин безденежья на селе.

С другой стороны, самостоятельность муниципалитетов породила и многочисленные нарушения ими земельного законодательства. В течение года прокуратурой выявлялись многочисленные случаи незаконного выделения органами МСУ земельных участков, неисполнение требований законодательства об обороте земель. Некоторыми прокурорами районов выявлены нарушения законов, направленных на защиту особо охраняемых природных территорий. Пресс-служба областной прокуратуры сообщала, например, что постановлением главы администрации Михайловского муниципального района в частную собственность за плату был выделен участок площадью 10,5 тыс. квадратных метров, относящийся к категории особоохраняемых природных территорий. Аналогичные факты были выявлены и в других районах области. Но наиболее громким «земельным» делом стало задержание главы администрации Городищенского района Василия Санеева, который, по информации следственного управления Следственного комитета, использовал служебную информацию о запланированных индустриальных застройках вблизи Волгограда в корыстных целях. Однако в целом ситуация с землёй в течение года медленно, но всё же менялась к лучшему (подробнее об этом читайте в статье «Доходная площадь»). Растут сборы налогов и арендных платежей за землю, уходят в прошлое имевшие место конфликты Роснедвижимости с главами муниципальных образований. Значит, можно ожидать, что муниципалитеты смогут увеличить базу земельного налога.