В деньгах и эмоциях

Реформа местного самоуправления в Волгоградской области сопровождается обновлением системы бюджетных и межбюджетных отношений. Региональные власти видят свою стратегическую задачу в том, чтобы жители каждого муниципального образования получали бюджетные услуги сравнимого качества и количества. При таком подходе работа местных властей оценивается не только по уровню наполняемости бюджета, и даже не по эффективности расходования денежных средств. В конечном итоге главным критерием выступает удовлетворённость населения качеством бюджетных услуг. Так считает заместитель председателя областного комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Дмитрий ЗАВЬЯЛОВ.

- Дмитрий Юрьевич, в 2007 году в бюджетном процессе региона было немало новшеств. В области впервые разрабатывали и принимали трёхлетние бюджеты, изучали новую систему межбюджетных отношений, продолжали работу по эффективному наполнению и расходованию средств местных бюджетов. Каков, на ваш взгляд, главный итог финансового года?

- Главное, что произошло укрепление местных бюджетов. Я бы выделил три определяющих фактора. Во-первых, региональный парламент увеличил с 10 до 20% долю НДФЛ, остающуюся в распоряжении территорий (вне зависимости от уровня бюджетной обеспеченности). В результате целый ряд поселений вышел на уровень низкой дотационной зависимости. Их собственные доходы составили 80-90% местных бюджетов. Во-вторых, произошло резкое увеличение объёмов финансовой помощи со стороны регионального бюджета. По муниципальным районам дотации увеличились в полтора раза, по поселениям в 1,7 раза по сравнению с 2006 годом. Область расширила финансирование расходных обязательств территориям добавили денег на благоустройство, впервые предусмотрели средства на уличное освещение, выделили пусть небольшие, но реальные деньги на капвложения. Вкупе с нацпроектами это дало территориям возможность заняться модернизацией школ, больниц, других объектов социальной сферы.

Деньги, получаемые ТОСами из облбюджета, которые они расходовали на решение вопросов местного значения, тоже стали неплохим подспорьем для местной власти. Надо вспомнить и про миллиард рублей, которые районы и города области могли в сумме получить на условиях софинансирования из фонда муниципального развития. Но, оговорюсь, активность местных властей в этом вопросе оставляет желать лучшего - к началу зимы из фонда выбрано лишь 46% запланированных средств. И в-третьих, свою роль, я уверен, сыграло то, что аналитические группы специалистов разного профиля из обладминистрации проехали по поселениям, изучили и описали ситуацию. Помимо мониторинга проблем в построении бюджетного процесса мы получили ещё один результат - чиновники из соседних поселений наладили друг с другом информационный обмен. Раньше они старались лишний раз за помощью к соседям не обращаться - чтобы не показывать своё незнание. А теперь поняли, что проблемы у всех типовые, что опыта у всех мало, и начали общаться на профессиональной основе.

- Как повлияло неожиданно раннее принятие регионального бюджета на скорость разработки и качество местных бюджетов?

- У нас нет оснований полагать, что поселения не справятся с формированием своих бюджетов. Тем более, практически повсеместно действуют соглашения, согласно которым поселения передают свои полномочия по формированию бюджетов районам. Это было и в 2006 году, и в текущем, и сохранится в следующем. В процессе формирования местных бюджетов активнейшее участие принимают наши территориальные управления, поэтому мы чётко отслеживаем ситуацию. Но окончательное право решать, каким будет бюджет района или поселения, всё равно остаётся за органами МСУ. Раннее принятие бюджета позволило поселениям разрабатывать свои финансовые документы не в спешке, как раньше, а не торопясь, - посмотреть, порассуждать, креативно подойти к решению вопросов.

- Креативу есть место в бюджетном процессе?

- Под креативом в данном случае я имею в виду попытки посмотреть на проблему под другим углом зрения, заглянуть в корень, найти малобюджетные способы её решения.

- Ваши ТУшки (территориальные управления облфинкомитета - прим. ред.) сейчас работают непосредственно с низовыми органами МСУ. Они видят то, что не видно с уровня региона и даже района.

- Судя по рассказам наших специалистов, местные власти зачастую не могут найти общий язык с правоохранительными органами, с той же прокуратурой. Порой силовики проявляют излишнее усердие. А бывает, что виноваты сами власти поселений. Месяцами отмалчиваются на предписания прокуратуры. Прокуратура им указывает на несоблюдение законодательства, на недолжную реализацию полномочий. А они отписываются и ситуацию не исправляют. В итоге прокуратура действительно идёт на принцип - требует не отписок, а начинает расследования. Прокуратура - своего рода толкач для нерадивых властей. С одной стороны, мы понимаем, что нельзя требовать от поселений мгновенного решения годами не решаемых проблем. С другой - хоть маленькие шаги в этом направлении делать-то надо. Ещё один аспект - за 2 года реформы поменялась психология руководителей МСУ. Не у всех, но появилось некоторое иждивенчество. Раньше они вырывали полномочия у районов, были готовы горы свернуть в решении этих вопросов. А сейчас, после первых опытов, им уже не так сильно хочется заниматься культурой, коммуналкой. Дела серьёзные, ответственность большая, денег не так много. Легче отдать полномочия на уровень района и не беспокоиться. И все претензии жителей, что в домах холодно, переадресовывать в район. Удобно же...

- Есть в реформе МСУ по-волгоградски ряд вопросов, по которым нет единства даже в исполнительной и законодательной власти региона. Бурные дебаты в облдуме вызвал проект закона, подготовленный вашим комитетом, - о критериях оценки деятельности местных органов власти и распределении средств для стимулирования лучших. Депутаты проект отправили на доработку. Будете дорабатывать?

- Дорабатывать будем. К сожалению, в ходе жарких дискуссий депутаты не обратили внимания на главное слово в названии закона - стимулирование. Стимул (с древнегреческого) - это палка с заострённым концом, которой подгоняли отстающего. В этом законе важней даже не то, что поощряем деньгами десятку лучших, а то, что мы начинаем объективно оценивать работу властей городов и сёл. Они смогут сравнивать свои результаты с результатами работы коллег. Региональные власти получат возможность видеть, кто, где и как работает. Население сможет увидеть эти оценки в открытом доступе, узнать, как работает выбранная ими власть. Мне даже обидно, когда на заседании облдумы некоторые депутаты указывали на противоречия нашего проекта с ФЗ-131. Они же умнейшие люди и не могут этого не знать - нет там противоречий. Явно в таком случае идёт защита интересов крупных городов. В прежней системе стимулирования премии получали власти территорий, перевыполнившие план по сбору налогов. Причём перевыполнение могло стать как результатом хорошей работы, так и неточного расчёта плановых показателей, и с конечным результатом - уровнем бюджетной услуги - эта методика увязана не была. Теперь по нашему проекту дотации распределяются по системе критериев качества работы органов МСУ по предоставлению бюджетных услуг гражданам. И показатели исполнения собственных доходов тоже учитываются. Это более справедливая система. Хорошо, что собрали денег больше плана. Но не менее важно рационально использовать эти деньги. Новый закон оценивает обе стороны бюджетного процесса, а не одну, как раньше.

- В процессе реализации проекта «Территория народовластия» мы от нескольких экспертов слышали мысль о том, что муниципальные районы - это лишняя административно-территориальная единица. И что региональные власти передают на уровень районов полномочия, которыми должны заниматься сами. Речь, в частности, идёт о том, что дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности должны идти напрямую из областного бюджета в городские и поселенческие, а у нас возникает посредник - районный бюджет. Вы так не считаете?

- Не могу с этим согласиться. Район - это муниципальное образование, статус которого определён ФЗ-131. За районами закреплены полномочия в сфере оказания бюджетных услуг. Здравоохранение, образование - этими услугами пользуются жители нескольких поселений. Уберём районы - кто тогда будет отвечать за центральные районные больницы, за школы, как будем делить ответственность и расходы на их содержание? Районы были и будут, и никаких предпосылок к их сокращению на федеральном уровне не просматривается. Может, часть их полномочий от них уйдёт поселениям, часть наоборот к ним вернётся. В порядке дискуссии - не должны районные власти отвечать за наличие дороги между двумя поселениями. Из района эта проблема просто не видна. Требуют доработки вопросы раздела полномочий в коммунальном хозяйстве. Пришло, наконец, понимание, что нет надобности в каждом поселении свои МУПы создавать. Эффективней заключить договоры с уже работающими в крупных поселениях или на уровне районов. По поводу распределения дотаций Бюджетный кодекс оставляет региону право поделиться этими полномочиями с районами. И я считаю, это правильно. Законодатели проявили тут свою мудрость. Ну не можем мы увидеть все нюансы в исходных условиях каждого из 450 поселений, а власти районов - могут.

- В качестве комплимента: подводя итоги года, многие наши собеседники из органов МСУ соглашаются - денег в их распоряжении стало больше. Но с 2008 года вступает в силу та самая методика межбюджетных отношений, и дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности начнут считать по-новому, с применением корректирующих коэффициентов. Есть такое опасение на местах - методика денег не добавит и жизнь осложнит.

- Соглашусь с тем, что методика - объёмный документ, в чём-то даже научный. Мне самому, признаюсь, понадобилось время, чтобы в ней разобраться. Но копать вглубь у поселений и районов нет необходимости - цифры посчитают программные комплексы. А главное, что региональные власти обещают соблюдать заложенный в неё принцип - меньше не будет. А больше будет. Мы эту ситуацию уже изучали - по районам, по поселениям. Кому-то добавится 10%, а кому-то - 200%. Но и это не повод для сравнения. Ведь важно, не сколько денег получили, а сколько необходимо потратить. Те самые 200% роста у Калачёвского района сразу уйдут на компенсации расходов коммунальщиков, и радости району не прибавят. Не устаю повторять, что ценность новой методики в том, что она позволяет учитывать объективные факторы различия в стоимости бюджетных услуг. А со временем нам надо будет идти дальше. Учитывать не только объективные особенности - количество дорог, книг в библиотеках, площадь сельского клуба, но и принимать во внимание субъективные факторы - востребованность той или иной бюджетной услуги у населения.

- Социологию в бюджетный процесс вводить собираетесь?

- Может быть. И, кстати, в президентском перечне критериев для губернаторов тоже часть показателей строится на данных соцопросов. Чем дальше, тем ясней будет понимание: бюджет - это единство экономической и политической составляющей. Дело не в том, чтобы оказать бюджетные услуги населению, а в том, чтобы население осталось удовлетворено качеством этой услуги.

Татьяна ТАРАКАНОВА