Местный кошелёк наполовину полон, наполовину пуст

Год назад все ньюсмейкеры «ДП», перечисляя основные проблемы местного самоуправления, начинали с нехватки денег в местных бюджетах. Поэтому тема финансовой основы реформы местного самоуправления стала одной из главных тем проекта «Территория народовластия».

Мы ввели специальную рубрику «Деньги территорий», стали формировать круг экспертов по проблеме. Наладили постоянный информационный канал с областным комитетом по бюджетно-финансовой политике и казначейству, в котором разрабатывались и продолжают разрабатываться основные механизмы межбюджетного взаимодействия. Журналисты «ДП» обсуждали эту тему с депутатами Волгоградской областной думы, общались с главами администраций районов и поселений.

Снизу разговоры сводились к тому, что денег на исполнение полномочий, которые по закону отданы на уровень территорий, недостаточно. По итогам 2006 года получалось, что собственных доходов хватало лишь на треть самых необходимых расходов - на коммуналку, культуру и зарплату управленцев. Совсем не оставалось - на благоустройство, содержание дорог, не говоря уже о капитальных вложениях. По прошествии времени выяснилось, что внутренние резервы есть - надо было повысить уровень собираемости налогов, остающихся в распоряжении территорий, - налога на землю, на имущество и на доходы физических лиц и единого сельхозналога. Именно над этой непростой задачей работали весь 2007 год органы МСУ волгоградских муниципальных образований. Налаживали взаимодействие с филиалами Роснедвижимости и налоговыми инспекциями: уточняли списки налогоплательщиков, сверяли данные об объектах недвижимости и земельных площадях. И работали непосредственно с населением и работодателями: уговаривали первых регистрировать землю и имущество, вторых - выводить зарплату из тени. Небезуспешно. Именно по этим налогам и ожидается основной рост поступлений в местные бюджеты.

Финансисты районов, городов и поселений учились смотреть на перспективу, искать иные источники финансирования своей социальной инфраструктуры. Некоторые особо продвинутые главы администраций уговаривали депутатов ужаться в текущих тратах и заложить в бюджет средства на проектно-сметную документацию - чтобы позже вернуть в троекратном объёме за счёт региональных целевых программ и фонда муниципального развития. Не у всех получалось - пока миллиардный фонд муниципального развития освоен всего лишь на 48%. В 2007 году дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности распределялись по прежней методике - исходя из минимальных расходных обязательств и финансовых нормативов. Но объёмы помощи территориям по сравнению с прошлым годом увеличились. Так уверяли нас областные финансисты. С мест, с одной стороны, говорили, что увеличения не произошло. Но косвенно подтверждали, что денег всё же стало больше, в том числе и за счёт дотаций. Среди трёх основных проблем реформы МСУ деньги уже шли не в первом ряду. В городах и поселениях начали решаться многие вопросы, на которых раньше денег совсем не хватало. В середине года областные финансисты предложили новую методику распределения дотаций - исходя из объективных различий в стоимости оказания бюджетных услуг. Об этом документе «ДП» много писало. На местах методику встретили неоднозначно. В редакции представители и районов, и поселений говорили, что прибавится не денег, а хлопот. Что методика сугубо научный труд, на котором «некоторые будут диссертации писать». Сегодня, когда бюджеты на 2008 год практически сформированы, стало очевидно - методика денег действительно добавила, но очень по-разному - кому 10%, а кому и 200%.

Двумя страницами раньше «ДП» опубликовало интервью замглавы облкомитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Дмитрия Завьялова. «Денег у территорий стало больше», - уверен один из идеологов реформы межбюджетных отношений в Волгоградской области. «Денег больше не стало». У каждой из сторон межбюджетного процесса своя роль. Получатели дотаций не должны признаваться, что денег много, а отправители - что их мало. Заместитель главы администрации Фроловского района по экономике Галина Гриднева предполагает, что в следующем году им будет чуть легче, чем в прошлом: «В 2006 году мы напряжённо работали, но не на все вопросы денег хватило. Камень на шее это коммуналка. Очень много денег забирает. На содержание дорог вышестоящие бюджеты совсем не выделяют средства. В 2008 году будет полегче - дотации нам увеличивают. Немного денег останется на развитие. Но в 2009-2010 году нам собираются увеличить план по собственным доходам. Опять денег будет меньше». А глава Михайловского района Николай Семисотов считает: «По сравнению с 2007 годом бюджет-2008 будет больше приблизительно на 8,5% - за счёт собственных доходов и за счёт дотаций области». Второй год работы волгоградцев в условиях реформы МСУ сформировал у местных глав администраций конкретный перечень решений, которых они ждут от федеральных властей. Чтобы финансовая основа МСУ стала более прочной, они просят российское правительство разобраться с методикой расчёта единого сельхозналога, упростить механизм самообложения, оставить в распоряжении территорий транспортный налог и хотя бы часть налога на прибыль.

Татьяна ТАРАКАНОВА, Мария ЧУРАКОВА