Доходная площадь

За последние шесть лет общая сумма налоговых и арендных платежей за землю, собираемых в Волгоградской области, выросла в несколько раз. Но при этом главы некоторых городских и сельских поселений часто жалуются, что новая методика расчёта земельного налога стала причиной резкого снижения их собственных доходов. В чём причины сложившейся ситуации и как её можно исправить, «ДП» рассказала заместитель председателя областного комитета по управлению госимуществом - начальник управления земельных отношений Наталья ЧУДИНА.

- Наталья Александровна, что входит в компетенцию управления земельных отношений?

- Ежемесячный мониторинг поступлений в консолидированный областной бюджет доходов от аренды и от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и прогноз доходов от аренды земельных участков в бюджеты разных уровней. Наша задача проведение единой государственной политики в области земельных отношений, разработка проектов законов и других нормативных правовых актов региона в области земельных отношений, обеспечение процессов управления и распоряжения земельными участками. Работаем вместе с органами местного самоуправления, ведь они понимают: земля - их главный источник дохода. В комитете создана комиссия по контролю за поступлением доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области от арендной платы за землю. Она работает с должниками и рассматривает причины невыполнения плановых показателей органами местного самоуправления. Например, в июне мы провели заседание комиссии, в котором приняли участие руководители Даниловского, Котовского, Ленинского, Светлоярского, Ольховского, Урюпинского, Нехаевского, Клетского районов. У них были проблемы со сбором арендных платежей. После совместной работы практически все они вышли на заданные показатели. Кроме того, мы регулярно выезжаем в районы с плановыми проверками. Итог - поступления в бюджеты арендных платежей значительно выросли.

- Сколько получают местные бюджеты от сдачи своих земель в аренду, и соотносятся ли с арендными платежами сборы земельного налога?

- Наш комитет начал заниматься вопросами аренды земли с осени 2001 года. С этого времени мы ведём мониторинг поступлений, и могу сказать, что объём поступающих в бюджеты средств вырос в разы. В 2001 году собрали менее 160 млн рублей - даже план выполнить не смогли, а сейчас, по итогам 11 месяцев, общая величина полученных арендных платежей превысила 1,9 млрд рублей. И это при том, что из всех земель Волгоградской области, подлежащих налогообложению и арендным платежам, лишь 4,5% сдаются в аренду, а с остальных 95,5% земель уплачивается земельный налог. Его в текущем году собрано 1,33 млрд руб. По нашим данным, из 33 муниципальных районов 27 уже выполнили годовое задание, а 17 из них значительно перевыполнили. И надо иметь в виду, что базовые ставки арендной платы, которые принимались в 2006 году, увеличились только на 10% - исходя из уровня инфляции. Это говорит о том, что органы местного самоуправления активизировали свою работу по заключению договоров, по взысканию задолженности. Распределение доходов, полученных от уплаты земельного налога и арендной платы, между муниципальными образованиями осуществляется следующим образом: 100% земельного налога остаётся на территории, по месту расположения земельного участка, независимо от того, к какому уровню собственности относится земельный участок. Арендные платежи за неразграниченные земли делятся между муниципальным районом и поселением поровну.

- Как происходит распределение полномочий по управлению землями между муниципальными районами и поселениями?

- В настоящее время федеральное законодательство оставило функции по управлению и распоряжению неразграниченными землями за муниципальными районами, а городские и сельские поселения могут распоряжаться только той землёй, которая зарегистрирована в их собственности. Процесс управления и распоряжения землёй - процесс непростой, нужны хорошие специалисты. Поэтому на сегодняшний момент это, пожалуй, лучшее решение. В то же время уверена, что скоро полномочия будут переданы поселениям - теперь всё зависит только от них, насколько они готовы к тому, чтобы заниматься всеми земельными вопросами.

- Будет ли в 2008 году что-то меняться в вопросах, связанных с арендными отношениями? Кого эти перемены коснутся в первую очередь?

- Перемены будут серьёзные. Связаны они с изменениями в земельном законодательстве. Мы переходим на новую методику расчёта арендной платы. Ранее её размер рассчитывался по методике, утверждённой субъектом в 2001 году, исходя из нормативной цены земельного участка. С 2008 года все расчёты будут основываться на кадастровой стоимости земельного участка. Именно на нас возложена обязанность по подготовке нормативного акта, устанавливающего порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за неразграниченные земельные участки. Управлением комитета такое постановление подготовлено и подписано 6 декабря 2007 года губернатором Николаем Максютой. Сейчас мы работаем с муниципальными образованиями, уточняем с ними ставки арендной платы по всем видам целевого использования земельных участков по категориям земель с учётом коэффициентов (как повышающих, так и понижающих), подлежащих утверждению представительными органами власти на местах. С нового года органам местного самоуправления предстоит серьёзная работа по подготовке дополнительных соглашений к договорам аренды, заключённым ранее, по изменению размеров арендной платы. Условие область ставит одно - итоги 2008 года по поступлениям арендных платежей не должны быть ниже достигнутых результатов 2007 года. Вторая перемена - внесены изменения в расчёт цены выкупа земельных участков. Поэтому в следующем году, думаю, активизируется выкуп земельных участков. На сегодняшний день есть определённые льготы у физических и юридических лиц, которые стали собственниками различных объектов недвижимости в результате приватизации. Они могут выкупать земельные участки по цене, рассчитанной как 2,5% от кадастровой стоимости. То есть берётся кадастровая стоимость 1 кв. метра земельного участка по конкретному виду целевого использования, умножается на площадь участка и на коэффициент 0,025 - получается цена выкупа. Она гораздо ниже той, которая действовала в текущем году. Те, у кого подобных льгот нет, будут выкупать земельные участки по цене из расчёта десятикратной ставки земельного налога за единицу площади. И третье изменение касается городских округов. С будущего года для них меняется порядок распределения доходов от поступления арендной платы. Если раньше городские округа отдавали 50% арендной платы в областной бюджет, то с 2008 года они будут оставлять себе 80%, а отдавать только 20%. Рост доходов ожидается серьёзный, ведь городские округа довольно успешно работают по сбору арендных платежей, и должников там всё меньше. К примеру, у Волгограда был план собрать 921 млн рублей, а поступило уже 937,4 млн руб. арендных платежей. В Волжском рост арендных платежей в 2,7 раза превысил поступления за аналогичный период 2006 года и составил 512 млн руб. Остальные городские округа тоже выполнили плановые показатели поработали хорошо. Для муниципальных районов, городских и сельских поселений распределение доходов от арендной платы остаётся прежним, т.е. «50 на 50» району и тому поселению, на территории которого находится участок, сданный в аренду.

- С арендной платой понятно. Но почему, на ваш взгляд, возникли такие сложности со сбором земельного налога только из-за несовершенства новой методики расчёта?

- С одной стороны, нельзя говорить о падении собираемости: в 2006 году в области было собрано 1,04 млрд рублей, в этом году планируется 1,4 млрд руб., поступило 1,33 млрд руб. Но если брать по отдельным муниципальным о бразованиям, ситуация, действительно, печальная. Кадастровая оценка выполнена по методике, утверждённой Роснедвижимостью в Москве, регион не может её изменить. В результате получилось, что даже применяя максимальную ставку (0,3 или 1,5% в зависимости от категории земель и целевого назначения) при расчёте земельного налога, населённые пункты с численностью населения менее 10 тыс. человек потеряли значительные средства. Повлиять на эту ситуацию мы можем только путём тесного взаимодействия областного управления Роснедвижимости и его структурных подразделений с главами городских, сельских поселений и налоговой службой. Необходимо наладить чёткую работу по жёсткому учёту всех плательщиков земельного налога на конкретной территории и представлению безошибочных списков с указанием всех реквизитов в налоговые органы. Только в этом случае собираемость земельного налога удастся повысить. Но более заметные результаты будут только после того, как изменится кадастровая стоимость земельных участков. В этом направлении выполнена работа по актуализации кадастровой оценки земель сельхозназначения. В следующем году планируется проведение новой кадастровой оценки земель населённых пунктов - в соответствии с новой методикой, утверждённой Минэкономразвития.

- Значит, конфликты между главами поселений и руководителями областного управления Роснедвижимости уходят в прошлое?

- Они практически прекратились. Все понимают, что увеличение собираемости земельного налога это совместная работа. Без составления реестра плательщиков земельного налога - а это главная задача Роснедвижимости - нам не обойтись. Органы местного самоуправления - наши главные помощники, ведь они тоже должны быть заинтересованы в получении самой точной, самой достоверной информации о земельных участках. При хорошем муниципальном контроле можно выявить площади, которые используются, но не оплачиваются. То есть это кропотливая работа, позволяющая увеличить налогооблагаемую базу. Поэтому сейчас мы обращаем внимание органов местного самоуправления поселений на необходимость принятия мер по оформлению правоустанавливающих документов на землю и изучению земельного законодательства. А после можно будет говорить о полномочиях по управлению неразграниченными землями, вот тогда и может быть принят федеральный закон, который передаст все полномочия по управлению и распоряжению такими землями органам местного самоуправления сельских и городских поселений. Что касается претензий к Роснедвижимости - надо немного подождать. Эту структуру так часто реформировали, что сразу же ожидать от неё нормальной чёткой работы, на мой взгляд, не стоит. Но деньги выделяются, специалисты подбираются, ведётся закупка техники и подбор помещений для допфисов. Я думаю, очень скоро все проблемы во взаимодействии Роснедвижимости и органов местного самоуправления останутся в прошлом.

- Есть ли какие-то проблемы с выделением средств из федерального и областного бюджетов для проведения работ по кадастровой оценке земель?

- С финансированием, на мой взгляд, проблем нет никаких. Примером тому - оплаченная работа по актуализации земель сельхозназначения.

- Как вы считаете, удастся ли в следующем году завершить работу по актуализации земельной базы в муниципальных образованиях?

- К сожалению, ответ однозначный - не удастся. Это длительный процесс, ведь земли по целевому назначению подразделяются на семь категорий, и по каждой нужно проводить актуализацию. Если сможем в кратчайшие сроки выполнить кадастровую оценку земель населённых пунктов по новой методике, это будет хорошо. Правда, применяться она будет, начиная с 2009 года. Но то, что мы с муниципалитетами совместно решаем эти вопросы, говорит об одном: земля в Волгоградской области работает, и работает всё лучше.

Антон БОРЦОВ