Энергетическая сверхобласть

Областное руководство объявило о планах создания региональной сетевой компании, что может стать его главным козырем в переговорах с РАО «ЕЭС России» по реформированию электросетевого комплекса региона. Областные власти намереваются добиваться более выгодного для региона перераспределения взимаемых с энергетиков налогов. О планах реорганизации областной электроэнергетики на пресс-конференции, посвященной проблемам ТЭК, рассказал заместитель главы администрации Волгоградской области Игорь СТЕФАНЕНКО.

Объединение ради выгодного объединения

По словам И. Стефаненко, от «Федеральной сетевой компании» (ФСК) в адрес областного руководства поступали неоднократные предложения с целью объединения в единую компанию сетевого комплекса на базе ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Северного Кавказа» (МРCК). Ряд регионов Юга России согласился с такими предложениями. Например, на позапрошлой неделе протокол о намерениях с ФСК подписала администрация Астраханской области. Однако Волгоград не устраивает перспектива преобразования крупнейшей региональной сетевой компании ОАО «Волгоградэнерго» в филиал МРСК. Сосредоточение в регионе более 40% электросетевых активов Юга России дает Волгоградской области возможность ведения самостоятельной игры для получения более выгодных условий предполагаемого слияния с МРСК. Мы наметили собственную программу реорганизации сетевых активов области, заявил на пресс-конференции Игорь Стефаненко, она предполагает объединение сетевых компаний, которые находятся в ведении муниципальных образований Волгограда, Волжского и других городов области, а также «Волгоградоблэлектро». Имея единую региональную сетевую компанию с огромным потенциалом, мы можем предложить ФСК объединение на наших условиях. Одно из них, как отметил И. Стефаненко, требование, чтобы контрольный пакет акций в объединенной структуре оставался в Волгоградской области. Кроме того, важным фактором для вхождения объединенной региональной сетевой компании в формируемую РАО «ЕЭС России» структуру станет ее регистрация в Волгограде. В этом случае основные налоговые отчисления пойдут в Волгоградскую область, мы получим дивиденды от создания новой компании и будем готовы к подписанию соглашения с ФСК, сказал он. План действий по созданию региональной сетевой компании одобрен главой администрации области и согласован почти со всеми муниципальными образованиями. Продолжаются переговоры с муниципалитетами, пока не согласными с предложениями области. В их числе город Волжский. Затем пройдет проработка юридических и экономических аспектов объединения. В начале февраля будущего года эта работа должна быть завершена. Для нас политически важно, что, наблюдая за нашими шагами, ФСК может пойти на уступки, поскольку они понимают, что мы серьезно относимся к этому вопросу, подчеркнул И. Стефаненко.

Налоговый реваншизм

Говоря об электросетевом комплексе, заместитель губернатора неоднократно ссылался на неудачный для региона опыт объединения региональных генерирующих компаний с последующим созданием ОАО «ТГК-8». Напомним, что эта компания объединила Волгоградскую, Ростовскую, Астраханскую, Краснодарскую, Ставропольскую и Дагестанскую электросетевые компании. Обладая 44% генерирующих мощностей «ТГК-8», область потеряла основную массу налогов, которые стали уходить в Ростов, где находится головной офис компании. Однако у Волгоградской области появилась возможность взять реванш. Как напомнил И. Стефаненко, нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» неоднократно декларировала намерение о приобретении «ТГК-8». Свое желание нефтяники объясняют тем, что «ЛУКОЙЛ» начал масштабные разработки газа (до 15 млрд м3 в год) в Каспийском море. Из-за того, что экспортом газа могут заниматься только государственные структуры, к которым относится, например, «Газпром», у «ЛУКОЙЛА» появился интерес продавать газ по более высокой цене на внутреннем рынке путем трансформации в электроэнергию. Из разговоров с президентом «ЛУКОЙЛа» Вагитом Аликперовым мы поняли его заинтересованность в том, что энергети- ческим центром Юга России должен стать Волгоград, резюмировал И. Стефаненко.

Электросетями реформа не ограничится

Впрочем, в свете реформирования РАО «ЕЭС России» Волгоградская область не должна ограничиваться реорганизацией электросетевого хозяйства. Заместитель губернатора выразил мнение, что перемены на уровне региона должны затронуть энергоснабжение ЖКХ, электросбытовые компании. Администрация Волгограда прорабатывает несколько схем управления коммунальным хозяйством города, в том числе и с привлечением «Региональной энергетической службы». Однако, по мнению И. Стефаненко, должно произойти разделение управления коммунальными сетями по видам бизнеса. При этом тепловые сети следует объединить с «ТГК-8», поскольку генерирующие компании готовы вкладывать инвестиции в тепловые сети и упорядочивать тарифы; электросетевой комплекс должен перейти к объединенной сетевой компании, которая одновременно может стать «альтернативой и сдерживающим фактором для ФСК; а водоотведение и водоснабжение необходимо оставить у муниципалитета, поскольку это прибыльный бизнес. Также, по мнению замглавы администрации области, с учетом реорганизации электроэнергетики на федеральном уровне, продажа электроэнергии в регионе должна осуществляться единой областной электросбытовой компанией. Электросбытовая деятельность приносит хорошую прибыль, при этом многие сбытовые компании, которые работают с волгоградскими предприятиями, зарегистрированы в Москве или Воронеже и уводят туда налоговые поступления. Один из факторов получения этой прибыли мы формируем через Управление региональных тарифов, но она уходит в другие регионы, выразил озабоченность И. Стефаненко. При создании единой сбытовой компании налоговые отчисления можно будет направлять в единый тарифный фонд, а директора многих предприятий готовы получать электроэнергию даже по более высоким ценам, но из более надежного источника, поскольку это повышает их инвестиционный потенциал.

Владимир ЕЛЬНИКОВ