Семейное дело успешнее

В третьем квартале ЗАО КБ «Ситибанк» и Российский микрофинансовый центр (РМЦ) провели исследование сегмента обеспеченных россиян-владельцев малого и среднего бизнеса в России. Целью исследования стало выявление взаимосвязи между личностными деловыми качествами владельцев и их бизнесом. Впервые, помимо макроэкономических, регулятивных и социальных аспектов развития малого бизнеса в России, в центре исследования оказалась роль личности - владельца малого бизнеса.

Что помогает ему быть успешным, невзирая на все сложности, где проходит грань между бизнесом и личными финансами, как повлиял кризис на его работу и жизнь? Исследование делает попытку ответить на эти и многие другие вопросы и предлагает уникальную статистическую информацию как о потребительском сегменте владельцев, так и о секторе малого бизнеса в целом. Исследование показало, что в социально-экономическом портрете российского бизнесмена преобладают женатые мужчины в возрасте 33-46 лет, с одним ребёнком в семье, высшим экономическим образованием. Женщины-предприниматели считают свой бизнес более успешным, чем мужчины (63% против 45%). И приходят в бизнес позже мужчин. Среди владельцев МСБ: половина мужчин - моложе 37 лет, в то время как половина женщин - старше 43 лет. «Семейный бизнес» в 2 раза успешнее, чем тот, где родственники не работают (62% против 36%). Приезжие из регионов более успешны в собственном бизнесе, чем москвичи и петербуржцы. 63% российского малого и среднего бизнеса (МСБ) в основном управляется единолично, 69% малых и средних предприятий (МСП) ориентированы на местный рынок. 62% успешных, на взгляд респондентов, МСП имеют в качестве клиента «население», а 50% - «власть».

Каждый 5-й предприниматель не ощутил никакого влияния кризиса на бизнес. Половина владельцев МСБ считает свой бизнес успешным до и после кризиса. Сокращение спроса на продукцию почувствовали в основном предприниматели, работающие с иностранными компаниями из развитых стран (71%) и государственными структурами (64%). Обеспеченные россияне - владельцы МСБ - предпочитают оплачивать покупки наличными. Они используют кредитные карты для крупных приобретений. Инвестируя в финансовые инструменты, они придерживаются модели поведения своих азиатских и западноевропейских коллег, то есть предпочитают активно участвовать в управлении своим портфелем. Предприниматели чаще покупают предметы роскоши и поддерживают более высокий уровень жизни, чем обеспеченные россияне - топ-менеджеры, а также в два раза реже размещают депозиты и инвестируют в локальные фонды, чем топ-менеджеры. Средняя сумма их депозита на 12% меньше, чем у наёмных топ-менеджеров. Исходя из прогноза динамики ВВП на 2009-2011 годы по итогам 2009 года количество компаний в сегменте малого и среднего бизнеса сократится на 3%. Но в 2010 году ожидается начало роста количества компаний малого и среднего бизнеса, а также числа занятых на этих предприятиях работников. В 2009 году прогнозируется снижение объёма капитальных затрат в приобретение и модернизацию физических активов, в строительство и т.п. на 18%, а восстановление до прежнего уровня произойдёт после 2010 года.

Оценивая результаты исследования, президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута сказал: «Несмотря на кризис, примерно половина владельцев бизнеса сохраняют оптимизм и планируют рост уже в 2010 году. Это очень важно, так как в современной экономике ожидания предпринимателей и потребителей являются фактором, объективно влияющим на темпы экономического развития. Наше исследование также анализирует, почему одни предприниматели добиваются большего успеха, чем другие, в равных экономических условиях. Представляется, что эти рекомендации окажутся полезными для начинающих предпринимателей, особенно молодёжи». - Компании малого и среднего бизнеса имеют несомненное преимущество: они способны оперативно реагировать на изменение условий бизнеса. Это не значит, что им легче в условиях кризиса, но они более конкурентоспособны и демонстрируют большую гибкость, а также обладают большим иммунитетом к негативным рыночным тенденциям, - отметил руководитель управления по работе с малым и средним бизнесом ЗАО КБ «Ситибанк» Сергей Коротков.

Российский Микрофинансовый Центр (РМЦ) - создан в июле 2002 г. Это ресурсный центр микрофинансового сектора и общенациональный форум для взаимодействия с правительством, обществом и инвесторами. РМЦ оказывает микрофинансовым организациями услуги обучения и консалтинга, а также содействует внедрению национальных стандартов микрофинансовой деятельности.