Кофе в рифму

В Волгограде до сих пор нет такого места, где регулярно бы проводились литературные вечера, встречи, семинары. Есть Союз писателей, библиотека им. М. Горького, устраивающие подобные мероприятия для узкого круга людей, - и ни одного литературного кафе. Этой проблемой озаботилась студентка ВИЭСПа Ирина Данилова.

В конце 2008-го она вместе со своими друзьями разработала проект «Литературное кафе» и представила его на конкурс Волгоградской администрации. В первоначальном варианте это было социальное начинание, форма самореализации молодёжи: небольшой зал, столиков на 10, где можно было бы попить кофе с десертами и где регулярно устраивались бы выступления городских поэтов, прозаиков - как молодых, так и опытных. Для этого Ирине и её команде необходимо было небольшое помещение от муниципалитета, с минимальной арендной платой. Формат кофейни, по расчётам студентов, выглядел абсолютно рентабельным: во-первых, накрутка на каждую чашку кофе составляет не менее 300% (при себестоимости 6-10 рублей она может стоить и 50, и гораздо больше); во-вторых, регулярные мероприятия сформировали бы круг постоянных посетителей, которые и приносили бы основной доход такому заведению. «По крайней мере, окупить арендную плату, кредиты и все расходы на содержание оно вполне в состоянии. Мы планировали взять оборудование в лизинг, чтобы уменьшить стартовую сумму, но при этом не экономить на качестве. По нашим расчётам, на открытие кафе требовалось 2,5 млн рублей», - рассказывает Ирина.

Администрация готова была поддержать проект, но безо всяких гарантий для его авторов. «Нам сказали: да, хорошая идея, если вы себя проявите как способные работники, то мы вас оставим там», - рассказывает автор проекта. А если нет? «Когда мы предложили организовать всё это не на муниципальной площади, а договорившись с хозяевами уже существующих кафе, нам не пообещали никакой финансовой поддержки - максимум помощь в переговорах, скажем, с кафе «Шуры-Муры». Сейчас Ирина с коллегами по проекту занимается поиском подходящей площади и инвестора. Кроме неё, с похожими проектами в рамках Года молодёжи выступили ещё двое участников, так что эта идея буквально витает в волгоградском воздухе. Литературные кафе есть в других российских городах, и не только в столицах. Например, в Казани небольшое кафе с площадкой для выступлений и регулярной программой организовано на базе литературно-мемориального музея М. Горького, заведение получило характерное имя «Бродячая собака». Так называлось знаменитое заведение Петербурга 1912-1915 гг., которое посещали Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Осип Мандельштам. В Челябинске третий год работает кнайп-клуб «Book-Вари», совмещающий книжный магазин, кафе и площадку для всевозможных культурных мероприятий. Термином «кнайп-клуб», произошедшим от украинского слова «кнайпа» (пивная, место встречи хороших приятелей), создатели хотят подчеркнуть, что здесь важна не столько еда, сколько общение. В «Book-Вари» книги от издательств «Иностранка» и «Новое литературное обозрение» на 20-30% дешевле, чем в обычных книжных. Здесь можно приобрести и книги челябинских авторов, изданных в рамках проекта «Book-Вари». Помимо литературных вечеров, кафе устраивает кинопоказы, презентации книг, дискуссии и онлайн-видеоконференции.

В Нижнем Новгороде идея литературного кафе и вовсе стала основой заведения, по формату приближающегося к дорогому ночному клубу. Раз-два в неделю в литературном кафе «Безухов» проходят поэтические вечера, встречи с известными журналистами (в том числе столичными) и презентации книг. Цены здесь выше средних по городу, а обстановка на высшем уровне, что делает заведение местом встречи нижегородского бомонда. Однако кризис больно ударил по книжному рынку. Весной этого года московская книжная сеть «Букбери», принадлежащая Олегу Дерипаске, констатировала долги порядка 500 млн рублей. Конкурирующая с ней сеть книжных кофеен «Республика» Вадима Дымова ещё в декабре 2008 г. отказалась от открытия нового магазина и существенно сократила штаты, однако удержалась на плаву - возможно, за счёт уникального ассортимента и «непопсовой» политики при проведении всевозможных мероприятий. Как показывает практика, формат сугубо литературного кафе не приживается: посетителям интереснее, когда представлены несколько видов искусства. К тому же в нестоличных городах нет смысла дробить целевую аудиторию на «литераторов», «киноманов» и «меломанов», поскольку всё это - одна тусовка. Понимает это и Ирина Данилова: «Мы пришли к выводу, что наиболее выигрышным форматом должно стать арт-кафе, где каждый вечер что-то происходило бы. В Волгограде не наберётся достаточного количества людей, которые могли хотя бы раз в неделю устраивать вечер поэзии и т.д. А арт-кафе, где устраивались бы выставки и кинопоказы, концерты и литературные вечера, - это удачный выход. Правда, пока и для него нам не удалось найти инвесторов».

Александр АКУЛИНИЧЕВ