Трёхглазые ничьи

В скором времени волгоградские светофоры планируется передать в управление городской администрации. Пока же их обслуживанием занимается структура федерального уровня. «ДП» выясняло, насколько эта мера будет способствовать изменению ситуации на волгоградских дорогах и что делать, если светофор окажется неисправным.

Спор о хозяине

Ситуация на дорогах Волгограда угрожает коллапсом. Дороги не выдерживают ежегодно возрастающего транспортного потока, возникают сложности с регулированием перекрёстков, светофорные объекты не справляются с активным движением автомобилей и пешеходов. В создавшейся ситуации простая поломка светофора приобретает масштабы стихийного бедствия.

- Никакой транспортной логистики сегодня не существует, - говорит заместитель начальника городского ГАИ Николай Яньшин. - Контроль над наиболее сложными перекрёстками мы пытаемся взять на себя, применяя ручное регулирование. Однако, по мнению многих водителей, работа милиции зачастую только ухудшает обстановку: пробки увеличиваются, участники дорожного движения, даже знакомые с жестами регулировщиков, откровенно теряются. Особенно, если последние выполняют свою благую миссию при работающем светофоре. Водители в один голос утверждают, что светофорное регулирование в любом случае логичнее и понятнее. Но как быть и с кого спрашивать, если светофор сломался? В общей сложности на территории города имеется около 250 светофоров. В настоящее время работы по их содержанию, обслуживанию и ремонту проводит волгоградский филиал государственного предприятия ГОССМЭП МВД РФ. Эти функции были возложены на него в 1999 году, когда Правительство РФ постановило, что все светофорные объекты во всех городах, независимо от того, кто их устанавливал, находятся в федеральной собственности. Финансирование работ по содержанию светофоров производится из федерального бюджета через сметы расходов областного комитета ЖКХ. В 2008-м и предыдущих годах средства из городского бюджета на это не выделялись. Даже светофоры, установленные в последние годы за счёт муниципальных денег, - а их в городе около 20, то есть 1/10 часть от всех имеющихся, - также обслуживала организация ГОССМЭП. Но в этом году ситуация изменилась.

- Сейчас областное руководство настойчиво предлагает филиалу ГОССМЭП передать все светофорные объекты в городе на обслуживание муниципалитета, - рассказал начальник управления автомобильных дорог департамента городского хозяйства администрации Волгограда Сергей Таций. - Естественно, тогда финансирование будет проходить за счёт городского бюджета. Точнее, деньги будут поступать на счета мэрии из федеральной казны. Эти намерения были озвучены ещё в августе на совещании у заместителя главы областной администрации Льва Алфёрова, но чёткого концептуального решения по этому вопросу пока не достигнуто. Основная причина в том, что местный филиал ГОССМЭПа не имеет права самостоятельно инициировать и проводить такую работу. Ждут «добро» из Москвы.

Инвентаризация и муниципализация

Светофорные объекты, расположенные на территории других городов региона, было предложено принять на обслуживание администраций этих муниципальных образований. Пока неизвестно, как будут поступать Волжский, Камышин и другие города, но волгоградская администрация вовсе не против передачи ей всех светофоров. Ведь в 2009 году мэрия намерена выполнить проект по созданию автоматизированной системы управления дорожным движением, а реализовать его на объектах, находящихся в федеральной собственности, будет крайне сложно: если федерация вдруг запретит регулировать работу своих объектов, проект повиснет в воздухе.

По словам Сергея Тация, муниципалитет уже делает первые шаги по подготовке к управлению светофорным хозяйством. Работники муниципалитета определили виды и месторасположение всех светофоров, установленных за счёт муниципалитета, определили стоимость их обслуживания и объявили аукцион на право выполнения работ по их содержанию. В результате аукциона должна определиться организация, на которую с 1 января будут возложены эти обязанности. В городе есть несколько предприятий, которые профессионально выполняют работы по установке, ремонту и обслуживанию технических средств организации дорожного движения. Так что вполне вероятно, что обслуживать городские светофоры будет вовсе не ГОССМЭП. Победитель аукциона будет обязан заключить договор с одной из организаций, осуществляющих поставку электроэнергии на городские светофорные объекты. В настоящее время таких организаций две - РЭС «Энергосбыт» и «Горсвет».

Из частных рук

Кроме того, в Волгограде имеется ряд светофорных объектов, установленных за счёт частных фирм (торговые центры «Лента», «Парк-Хаус», «Метро» и другие организации). На сегодняшний день их 24. Но предприятия торговли не являются лицензированными организациями и эксплуатировать светофоры не имеют права. Поэтому в последнее время наметилась тенденция передачи частными предприятиями своих объектов на баланс города. Они не требуют от муниципалитета никаких взаимных уступок и тем более денежной компенсации. Им уже предоставлен необходимый пакет документов, но документальное оформление, отказ от своих прав во избежание в дальнейшем непредвиденных казусов, - процесс долгий. В результате пока ни одного светофора из частных структур городу не передано. Зато мэрия продолжает устанавливать собственные светофоры. В этом году за счёт муниципальных денег в городе появился 21 новый светофор. В частности, светофор на сложном перекрёстке ул. Комсомольской и ул. Советской. Волгоградские водители его очень долго ждали, надеясь на то, что ездить здесь станет проще. Но светофор долгое время работал в тестовом режиме. Теперь таких объектов три: на перекрёстке Комсомольская - Советская светофор уже работает, а на повороте к санаторию «Волгоград» в Советском районе, на пересечении улиц Гремяченская и Караванная в Красноармейском районе, и пешеходный светофор вызывного типа на ул. Лермонтова на Красном Октябре - ещё нет. По мере установки муниципальных светофоров и передачи городу частных объектов будут проводиться дополнительные аукционы и увеличиваться финансирование.

- Надо начинать с малого, - уверен С. Таций. - В бюджете впервые появилась такая строка расходов - муниципалитет выделил на эти цели почти 4 млн рублей. Это означает, что и в 2010-м, и в 2011 году деньги будут выделяться, и начнётся планомерная работа. За это время мы накопим опыт контроля над работой подрядчиков. Имея на балансе 40 светофоров, принять потом ещё 200 будет уже не так страшно. Надо будет лишь провести дополнительный аукцион и определиться с обслуживающей организацией. Способно ли появление новых светофоров и смена управляющей организации изменить общую ситуацию на дорогах Волгограда? Заместитель начальника городского ГАИ Николай Яньшин считает, что ни регулирование перекрёстков с помощью светофорных объектов, ни ручное регулирование в нынешней ситуации не помогут исправить ситуацию. По его словам, необходимо перераспределение транспортных потоков. Такое задание нужно поручить исследовательским организациям, которые смогли бы просчитать пропускную способность каждого перекрёстка и дать необходимые рекомендации по исправлению ситуации не на конкретных участках, а на дорогах в целом. Но пока ситуация не обрела своего решения, обслуживать светофоры продолжает местный филиал ГОССМЭПа. В организации есть подразделение «Светофорный участок», который принимает все вызовы от водителей, сотрудников ГИБДД о неработающих светофорах, принимает меры, оповещает органы ГИБДД о плановых отключениях того или иного светофора.

Анастасия КУВШИНОВА