Дело вкуса

Дело вкуса - так говорят дилетанты, когда не могут сойтись во мнении. Так можно сказать про картину, кинофильм, музыкальное произведение или, на худой конец, про кольцо в носу проходящей мимо модницы. Однако есть особое искусство, о котором так не скажешь. Это - архитектура.

Особое оно оттого, что в нём нам, дилетантам, делать нечего. Только соберёшься назвать какое-нибудь здание уродством, тебе тут же напомнят, что архитектор - специалист особенный. Он ведь и художник, и проектировщик, и чертить умеет. А ведь есть и такие, кто создаёт целые архитектурные ансамбли и даже, страшно сказать, города. А мы потом ходим по их улицам и восхищённо смотрим по сторонам: какие колоннады, какие портики, какой фасад, какая перспектива!

И вот еду я по 2-й Продольной и вижу на перекрёстке с улицей Невской настоящий шедевр - долго-строй, что напротив православного университета и рядом с кинотеатром «Родина» наконец-то превратился в здание. Уверен, увидев его, от зависти скончались бы в одночасье и функционалист Ле Корбюзье, и автор мавзолея для мумии тов. Ленина эзотерик Щусев, и даже выпендрёжный Гауди со своим барселонским чудо-собором. Таких смелых новаторских решений от наших архитекторов я не ожидал: лаконичный силуэт классического параллелепипеда (см. учебник «Геометрия. 5-6 классы»), обшитый чёрными зеркальными панелями. Много ли вы видели чёрных зеркальных параллелепипедов на просторах Родины и за её пределами? То-то, и я не видел. Замысел создателей этого революционного проекта простирается если и не на тысячелетия, то, уж точно, на века. На фоне блестящей чёрной конструкции меркнет и чахнет всё в радиусе нескольких километров: привычный угол бывшего гарнизонного универмага, фасад православного университета, перспективы двух широченных проспектов. И даже будка ДПС по диагонали через перекрёсток выглядит ещё более сиротливой и безутешной. Настоящий триумф архитекторской воли, одно смелое дизайнерское решение - и ты в веках.

Но отчего-то молчит наш Союз архитекторов, молчат многочисленные градостроительные комиссии, молчит эстетствующая общественность, молчат мужественные борцы с точечной застройкой и радетели застройки комплексной. Видимо, всё ещё находятся под впечатлением. Вот и у меня язык не поворачивается сказать нечто вроде «отвинтил бы голову и поотрывал бы руки». Это ведь Архитектура! Один немец, романтически настроенный философ по фамилии Шеллинг сказал, что архитектура - это застывшая музыка. Другой немец-культуровед по фамилии Шпенглер заявил, что архитектура - это застывшая политика. А я, русский дилетант, смотрю на «чёрную дыру» на Невской и думаю, что наша нынешняя архитектура - пока только застывшее... . Надеюсь, профессионалы уточнят эту догадку.

Виктор ПИЛИПЕНКО