Другие дети

Управление городом - не только принятие законов и формирование бюджетов, но и умение объединить, примирить или усмирить представителей различных направлений и течений общественной жизни. Соединить несоединимое удалось будущим управленцам - студентам факультета государственного и муниципального управления Волгоградской академии государственной службы. 5 декабря в стенах вуза они провели круглый стол «Неформатный двигатель прогресса», собрав представителей городских молодёжных субкультур.

Из собравшихся в ВАГСе самыми знакомыми для горожан, пожалуй, были рокеры. За одним столом с ними сидели фаеры, реконструкторы, скейтеры, готик-Лолиты, трейсеры (они же паркурщики) и фрики. Бритые наголо и с волосами до плеч, мужественно-спортивные и нежно-женственные, в чёрных одеяниях и в ярких жизнерадостных нарядах. Разные и одновременно похожие друг на друга молодые люди и девушки знакомили друг друга и гостей мероприятия с историей и особенностями своих культур. Реконструкторы поведали, что изучают и пропагандируют историю средних веков разных стран и народов. На своих турнирах они не просто облачаются в средневековые костюмы и дерутся на мечах, а практически полностью воссоздают обычаи, быт, праздники и частично менталитет наших исторических предков. Представление о повышенной травмоопасности их турниров обманчиво: доспехи защищают тело от травм, а регулярные тренировки готовят к поединкам и баталиям ещё и дух игрока. «Многие из нас вышли из толкиенизма, другого интересного течения, - рассказывает реконструктор Гуннар (игровое имя давно стало для него родным). - Нам уже неинтересно быть гномами в коротких штанишках, поэтому мы глубоко увлеклись историей». Впечатляет масштабность течения: в каждом районе города есть клуб, объединяющий игроков, а большие турниры по реконструкции самых ярких исторических событий к примеру, Куликовской битвы или Ледового побоища - собирают до 1,5 тыс. человек - участников самых разных возрастов из всех регионов России и ближнего зарубежья.

Другое молодёжное течение - готик-лолиты. Ему привержены в основном девушки. Их главные атрибуты - платья с большим количеством рюш, бантов и оборок, беретки, туфельки, гольфы - вносят в образы лолит женственность и невинность, отвечают их стремлению казаться по-детски нежными и непосредственными. «Кукольные» платья они заказывают через интернет, шьют на заказ или придумывают и делают сами. «Такие наряды больше подходят для вечеринки, чем для улицы, - признались сами волгоградские лолиты. - Хотя некоторые не расстаются с ними и в повседневной жизни, предпочитая демонстрировать окружающим людям». Детским платьям сопутствуют длинные волосы, накрученные в локоны, длинные ресницы, нарумяненные щеки и губки бантиком.

Название направления не связано с Владимиром Набоковым и его романом. Этот молодёжный стиль одежды, преобразившийся в субкультуру, появился в Японии в конце 90-х годов и основывается на атмосфере «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла и имеет массу деталей, напоминающих о викторианском стиле. И хотя образ Лолиты, по сути своей, является синонимом педофилии, однако концепция течения с этим никак не связана. В нём делается ставка на детскую невинность и непорочность, а не на призыв эту невинность осквернить. Стиль этот имеет мало общего и с готикой в типичном её европейском восприятии. Как заметил доцент кафедры философии и культурологии ВАГС Дмитрий Яворский, течение представляет необычный синтез символики смерти, доставшейся от готики, и символики детства и сексуальности - от мультяшного образа Лолиты. Течение паркур появилось около 20 лет назад во Франции. Это искусство быстрого перемещения в любых условиях - в городе, лесу или джунглях. Его последователи могут легко перемахнуть через двухметровый забор или перепрыгнуть с одного здания на другое. По словам паркурщиков, это культура физического развития человеческого тела, а не экстрим. Она не опасна, если с умом подходить к тренировкам. Главные требования - хорошая физическая подготовка и здоровый образ жизни. Действительно, прыжок в нетрезвом состоянии может иметь самые плачевные последствия. В Волгоград паркур пришёл в 2003 году, и за 4 года появилось уже порядка 60 увлечённых этим красивым видом спорта.

В отличие от паркурщиков, которым для реализации своего увлечения подойдут любые уличные условия, скейтбордистам необходимо качественное покрытие или хотя бы ровный асфальт. Впрочем, как заметил на это один из реконструкторов, ровный асфальт на городских улицах нужен всем. Скейтбординг - это адреналин, борьба со страхами. Через падения и ушибы молодые люди добиваются гармонии тела и скейта - доски на четырёх колесиках.

Многих волгоградцев уже поражали завораживающие, красочные представления девушек, танцующих с огнём у фонтана Дружбы на Центральной набережной. Это похоже на мистический ритуал и сочетает в себе элементы танца, пластической импровизации и театрализованного действа. Это фаеры. Они крутят специальные подвески, в которые налита горючая жидкость, а языки пламени создают в воздухе неповторимый узор. Философия этого течения: огонь - живое существо, которое может заряжать энергией, обладает магической силой, приковывающей взгляд к горящим языкам пламени. Кстати, иногда фаеры впадают в транс. Кроме мистики, есть в этом увлечении некоторая опасность: можно заметно укоротить свой век путём самосожжения. «Власти не очень довольны, милиция гоняет, требует от нас чуть ли не пакет разрешительных документов из пожарнадзора и огнетушитель на спину», - говорят приверженцы движения. А, по сути, фаеры не таят в себе опасности: чтобы избежать участи средневековых ведьм, человек должен обладать определённой техникой, которую он оттачивает с незажжёнными подвесками. И наконец... «Здравствуйте, меня зовут Мария. Я фрик». У неё нет волос на голове и нет бровей, она неординарно одета и ярко накрашена. При этом она не страдает нервным расстройством, а, напротив, гармоничный творческий человек. По словам Марии, её внешность не протест и не желание шокировать публику, а состояние души. Ей так нравится. Она благодарна своим родителям, которые принимают её такой. Фриков в городе немного и они не объединяются в течение, а живут, учатся и работают как обычные люди, просто выглядят не как все. На то они и фрики - другие.

К слову сказать, увлечения современной молодёжи не ограничиваются рамками простого интереса, способа самовыражения и общения с себе подобными. Нередко они дают возможность зарабатывать неплохие деньги. Например, волгоградские фрики являются частыми гостями на вечеринках в ночных клубах, а реконструкторов приглашают на съёмки исторических фильмов. Лолит можно было увидеть на Дне города, а скейтеры регулярно принимают участие в фестивале «Сникерс-Урбания». То есть они не замыкаются в круге единомышленников, а несут свои интересы в массы.

Есть у них и проблемы: музыкантам сложно найти помещение для репетиций, скейтбордистам - ровный асфальт. А особенно все они нуждаются в понимании со стороны властей, взрослых людей и всего общества. Их взаимодействие с обществом, государством и властью стало центральным вопросом обсуждения участников круглого стола. «Если вы обращаетесь за помощью к властям и государству, будьте готовы обслуживать систему, - подытожила заведующая кафедрой философии и культурологии ВАГС Эльвира Баландина. - Это значит разделять определённые политические принципы, участвовать в массовых акциях».

ЦИТАТА:

Эльвира Баландина, заведующая кафедрой философии и культурологии ВАГС:

«Если вы (неформалы) обращаетесь за помощью к властям и государству, будьте готовы обслуживать систему. Это значит разделять определённые политические принципы, участвовать в массовых акциях».

Анастасия КУВШИНОВА