За штраф налоги не снижают

- Вправе ли организация для определения налогообложения прибыли учесть в составе расходов суммы исполнительных сборов, осуществленных судебными приставами?

Ответ: В статье 265 НК РФ говорится, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. Согласно пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся, в частности, судебные расходы. А на основании ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (ст. 106). Статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 119-ФЗ (в ред. от 27.12.2005 197-ФЗ) «Об исполнительном производстве» установлено, что этот Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее судебные акты). Согласно п. 1 ст. 81 Закона 119-ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. В состав расходов по совершению исполнительных действий исполнительский сбор также не входит, поскольку ст. 82 Закона 119-ФЗ определено, что расходами по совершению исполнительных действий являются затраченные на организацию и проведение указанных действий средства федерального бюджета, а также средства сторон и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве. Таким образом, исполнительский сбор нельзя отнести к расходам, связанным с совершением исполнительных действий.

Абзацем 3 п. 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 13-П определено, что предусмотренная ст. 81 Закона 119-ФЗ сумма (7% взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств) относится к мерам принуждения из-за несоблюдения законных требований государства. Причем данная мера не является санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов. Как, например, при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий. Она представляет собой санкцию штрафного характера (т.е. возложение на должника обязанности произвести выплату в качестве меры его правовой ответственности, возникающей из-за совершенного им правонарушения в процессе исполнительного производства. Согласно п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право их наложения. По мнению ФНС России, расходы по уплате исполнительского сбора в размере 7%, взыскиваемого в соответствии с п. 1 ст. 81 Закона 119-ФЗ, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организации (см. также Постановление ФАС Поволжского округа от 26.08.2004 А72-2936/04-8/332).

Тамара БОГАТЫРЕВА, и.о. начальника отдела выездных проверок 1 ИФНС России по Центральному району г. Волгограда.