Торгпредство ответит за базар

Идея создания мощного индустриального кластера в отдельно взятом сельском районе, которая реализуется ныне в Калачёвском районе Волгоградской области, вряд ли смогла бы обрести столь стремительное развитие, если бы не реформа местного самоуправления. Для решения местных проблем муниципалитеты в одночасье получили широкие полномочия, но не подкреплённые должным финансовым обеспечением. В этих условиях районная власть сделала ставку на три стратегических направления: поддержка предпринимательства, увеличение налоговой базы и налоговых поступлений в бюджет, создание новых рабочих мест. По мнению главы администрации Калачёвского района Дмитрия ХАХАЛЕВА, активное привлечение в район стратегических инвесторов не только поможет выполнению поставленных задач, но и выведет район в число важнейших индустриальных центров региона. По просьбе «ДП» он рассказал о работе, которая ведётся им в этом направлении.

- Дмитрий Анатольевич, какие плюсы и минусы, на ваш взгляд, есть у проводимой в регионе реформы МСУ?

- В минус я бы записал то, что в финансовом плане реформа не просчитана. Возьмём для примера услуги тепло- и газоснабжения для ЖКХ. Здесь мы столкнулись с таким явлением, как выпадающие доходы. Светлоярский, Городищенский, Среднеахтубинский и Калачёвский районы имеют большой многоквартирный жилой фонд. У нас это более 300 тыс. кв. м в Калаче-на-Дону, и ещё 79 тыс. - в Береславке. Дело в том, что себестоимость гигакалории тепла, произведённой на устаревшем оборудовании, которое нам досталось чуть ли не с советских времён, - 2-3 тыс. рублей. А население платит не более 700 руб. И эту разницу мы должны компенсировать из бюджета. К тому же коммуналка требует ежегодных вложений, в том числе и на модернизацию основных фондов. В прошлом году область нам помогала, а в этом - район компенсации так и не дождался. Пришлось мобилизовать бюджеты поселений, муниципального района, чтобы погасить текущие долги за газ и электроэнергию. Если на уровне региональной власти проблема останется без внимания, то это грозит остановками котельных и социальным взрывом. Конечно, бюджеты поселений по сравнению с прошлым годом увеличены, но их как раз хватит на то, чтобы дотировать коммуналку. Ни о каком развитии района в этом случае речи быть не может.

- Тогда задам традиционный русский вопрос: что делать?

- Нужна поэтапная модернизация коммунального хозяйства поселений за счёт областного бюджета. В этом вопросе я нашёл поддержку у ряда областных парламентариев и у руководства Волгоградской области. В конечном итоге от этого выиграют все - поселения получат надёжные коммунальные услуги, а область - за счёт снижения их себестоимости - уменьшение дотационных выплат. И при принятии следующего трёхгодичного бюджета региональным властям будет проще составить его с учётом развития. И, конечно же, часть проблем заключается в перераспределении налогов. Мы говорили на встрече с президентом 23 октября, что для стимулирования муниципалитетов нужно отдать им часть налогов на прибыль. Был прямой конструктивный диалог с Путиным, и он поддержал нас. Важно, что возрождается комиссия при президенте РФ, куда будут входить и муниципалы - люди из окопов реформы МСУ. Что касается плюсов проведённых преобразований - часть полномочий перешла в ведение органов местного самоуправления, руководители на местах лучше владеют обстановкой. Им понятны чаяния населения, которое проживает на территории поселений.

- Приходилось слышать, что относительная стабильность и финансовое благополучие района обеспечиваются вашим талантом выбивать деньги из областной администрации.

- Один из признаков стабильности - своевременная выплата зарплаты бюджетникам - врачам, учителям, которая лежит на бюджете муниципального района. С моим приходом во власть мы имели период, когда была задержка, но он длился не более трёх месяцев. Сейчас мы стабильно её выплачиваем. А то, что мне приписывается в плане выбивания денег... Конечно, каждый из 33-х глав сельских районов как профессионал должен уметь делать так, чтобы на него обращало внимание вышестоящее руководство. А вообще, внимательнее надо относиться к программам софинансирования. Вот где скрывается настоящее «выбиваниe». Вкладываешь рубль, а из бюджета области получаешь десять! На реализацию программы «Чистая питьевая вода», например, в 2005-2007 гг. в районе было затрачено свыше 30 млн рублей, а наша доля составила при этом лишь 3 млн. И, конечно, огромный рывок сделан в газификации. За один год её уровень вырос с 57% до 73%. По каждому из пяти поселений, где она проводится, районом вложено по 1,5-2 млн рублей - те же 10% от общей суммы инвестиций.

- Но для сельского района и это немалые деньги...

- Прежде всего, были выстроены взаимоотношения с сельхозпроизводителями, предпринимателями и жителями района по взиманию земельного налога и налога на имущество. Это важно, потому что бюджеты поселений в основном состоят из этих платежей. Нам удалось добиться достаточно высокого сбора по Волгоградской области. В бюджетах поселений идёт даже перевыполнение на 20-30 и более процентов от плановых показателей. Но и эти цифры могли быть значительно выше, если бы муниципальным властям дали простой, но действенный рычаг, увеличив число межрайонных налоговых инспекций. Сейчас же, чтобы заплатить налоги, люди из Суровикино едут в Светлый Яр, а из Калача - в Городище. Если же межрайонную инспекцию открыть в Калаче, то и Суровикино, и Чернышки, и Клетский предпочли бы встать на учёт именно в ней. Древнегреческий философ и естествоиспытатель Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну землю». В Калачёвском районе такой точкой опоры могла бы стать налоговая инспекция.

- Но, по вашим словам, району всё же удаётся достаточно успешно справляться со сбором налогов. Как?

- Возьмём, к примеру, налог на имущество. Нам удалось договориться с домовладельцами, что администрация оценивает их имущество, а они добровольно платят с него налог. Вообще, вопрос ставится откровенно: вы что хотите - платить налоги и получить освещение, газификацию, дороги, или же не платить, но тогда власть не примет ваших претензий, что на вашей улице темнота, грязь и прочее? Когда человек реформой МСУ поставлен перед выбором, как ему жить, то, конечно, это требует мобилизации ресурсов, люди начинают понимать, что к чему, и, как правило, выбирают первое.

- ТОСы вам помогают?

- И администрация района, и даже администрации поселений до каждого жителя достучаться не в силах, поэтому ТОСы привлекаем в том числе и к этой разъяснительной работе. Но ТОСы - структура новая, и для того чтобы они крепко стали на ноги, необходимо финансирование, чтобы стимулировать их работу. Пройдёт ещё пара-тройка лет, пока в сознании людей укрепится, что ТОС - это первая инстанция власти, которая находится с населением рядом и работает с ним бок о бок. Конечно, ТОС сам не может построить газопровод или дорогу, но он может собрать с населения деньги на общественные нужды, объяснить, для чего это необходимо, или рационально распорядиться средствами, которые район или область выделят поселению на благоустройство. Считаю, что на актив, который составляют члены ТОСов, местной власти опираться просто необходимо.

- А как чувствует себя калачёвский малый бизнес? Малькам ведь и в мегаполисе живётся несладко.

- Найдя общий язык с бизнесом в плане налогообложения, мы решили, что упор нужно сделать на развитие предпринимательства именно в поселениях райцентр более или менее обеспечен услугами малого и среднего бизнеса. Например, мы столкнулись с проблемой, что те же фельдшерские аптечные пункты не имеют права продавать медикаменты селянам: они не лицензированы, и прокуратура может воспротивиться этому. Зато лицензированные предприниматели могли бы занять эту нишу и на выезде или стационаре могли бы решать проблемы лекарственного обеспечения. Таким в районе открыт зелёный свет.

- Но главными вашими предпринимателями по-прежнему остаются крестьяне. Как районная власть может облегчить их жизнь?

- Беда в том, что сельхозпроизводителю невозможно сбыть свою продукцию по приемлемой цене: в Волгограде муниципальные рынки активно работают с селянами только на словах. Об этом мне рассказывают наши сельхозпроизводители, вынужденные продавать выращенное мясо перекупщикам по бросовым ценам. А на городские рынки их не пускают. Поэтому мы приступили к созданию торгового представительства Калачёвского района практически на всех рынках Волгограда. Район богат овощами, рыбой, мясом, молочными товарами. Мы выбираем заинтересованную организацию, а она устанавливает на рынках павильоны, выделяет торговые места. То есть напрямую налаживается мостик между городом и селом. Сейчас в Волгограде существует громоздкая система конкурсов на право реализации сельхозпродукции, но те, кто выигрывает конкурс, как правило, в качестве перекупщиков идут к производителям и затем перепродают продукты втридорога. Система же торговых представительств будет работать на законных договорных началах. Селяне должны гарантировать качество и цену, а администрация города и руководство силовых структур - обеспечить торговое место и защиту от поборов чиновников и сотрудников правоохранительных органов.

- И как скоро недорогие и качественные продукты можно будет купить в представительствах Калачёвского района?

- На прошлой неделе я обговаривал этот вопрос с одним из производителей молочной продукции. Он уже готов дать отмашку, и тогда я тотчас еду на переговоры к главе Центрального района Александру Новикову и начальнику Центрального РОВД. И я уверен, что молоко для потребителя в этом случае будет не по тридцать рублей, а значительно дешевле и высокого качества. Это первая ласточка. Опыт накоплен за время, когда я возглавлял в Волгоградской гордуме комиссию по работе с сельскими районами, и вот теперь он воплощается в жизнь.

- В последнее время Калачёвский район всё больше на слуху как центр реализации крупных инвестиционных проектов на территории Волгоградской области. Какое участие районная власть принимает в инвестиционных процессах?

- Калач имеет очень выгодное экономико-географическое положение, тут сходятся водная артерия, железная дорога, федеральная автотрасса. Посмотрите на карту - и всё станет ясно. Но этого недостаточно. Инвестор идёт туда, где для него созданы наиболее благоприятные условия. И мы избавляем его от чиновничьего стяжательства, от ненужного обременения. Пусть приходят, а за счёт налогов район получит гораздо больше, чем от единовременных поборов. Деньги любят покой, и именно его мы стараемся обеспечить. Результат - инвесторы готовы построить в Калачёвском районе один из крупнейших в России маслоэкстракционных заводов, цементный завод мощностью 1 млн тонн в год, мощный зерновой терминал, организуется крупное производство металлоизделий для железной дороги и строительного сектора. И это только начало индустриализации. В итоге рабочими местами будет обеспечено более тысячи человек. Нетрудно подсчитать, сколько при средней зарплате в 15-20 тыс. рублей поступит в бюджет муниципального района и поселений от подоходного налога.

- Какие надежды вы связываете со строительством канала «Волго-Дон-2»?

- Со стороны муниципальной власти всё сделано, чтобы этот проект осуществился, дело за федералами. Это станет огромным импульсом в развитии района. Инвестиции будут сопоставимы - с учётом инфраструктуры - примерно с 2-3 бюджетами Волгоградской области. Вместе с реализацией упомянутых мной инвестпроектов строительство Волго-Дона выведет нас в тройку ведущих индустриальных муниципалитетов Волгоградской области после Волгограда и Волжского.

- За счёт чего местная власть может сделать сельский район инвестиционно привлекательным?

- Это комплекс мер, но прежде всего работа с кадрами. Удалось подобрать такой коллектив, который ответственно относится к работе и чутко к тем людям, которые идут с инвестициями. Ведь в рамках закона разрешительный документ можно рассматривать месяц, а можно 2-3 дня. Мы идём по ускоренному графику. Молва же далеко разносится, что в таком-то муниципалитете инвестору создан режим наибольшего благоприятствования... Зарплата у наших чиновников достаточно высока. В среднем у специалистов - от 12 тыс. рублей, а начальник отдела или председатель комитета имеет от 20 тыс. и выше. Эти деньги чиновник должен отрабатывать. Слава богу, ни одного сигнала, что кто-то из них берёт взятки, на территории района не зафиксировано. А если подобные факты будут, лично готов разбираться.

Владимир ЕЛЬНИКОВ