Дотации - за декларации

Новая методика расчёта бюджетной обеспеченности, применяемая с нынешнего года, не даёт реального представления о налоговом потенциале муниципальных образований, а, значит, негативно сказывается на определении им объёмов финансовой помощи. Прежде всего, это касается единого налога на вменённый доход - как ни странно, в проигравших оказались муниципалитеты, которые собирают его лучше остальных. О сложившейся ситуации глава Контрольно-счётной палаты Волгоградской области Игорь ДЬЯЧЕНКО рассказал на очередном заседании думского комитета по бюджету, налогам и финансам. По инициативе КСП в соответствующем областном законе появятся дополнительные коэффициенты для тех, кто не стремится повышать свой налоговый потенциал. Поправки дипломатично назвали «стимулирующими».

При формировании бюджетов на 2008-2010 годы областной комитет по бюджетно-финансовой политике и казначейству использовал новую методику расчётов. Её суть в том, что уровень бюджетной обеспеченности отныне определяется как соотношение индекса налогового потенциала к индексу бюджетных расходов. Соответственно, величина дотаций, получаемых муниципальным образованием из областного бюджета, напрямую зависит от собираемых на территории налогов.

Основные замечания Контрольно-счётной палаты касаются расчёта налоговой нагрузки по единому налогу на вменённый доход. Администрация области применила методику, рекомендованную Минфином РФ, но, по мнению аудиторов областной счётной палаты, она не подходит для расчётов налогового потенциала внутри региона.

- В любом субъекте есть несколько крупных городов - у нас это Волгоград, Волжский, Камышин - и небольшие муниципальные образования, - говорит заместитель председателя областной КСП Лариса Горгоцкая. - В таких и торговли-то особой нет - все крупные, масштабные покупки делаются в Волгограде. Соответственно, розничный товарооборот Волгограда не сопоставим с поселениями, в которых работают две-три торговые точки. Но применяемая в настоящее время налоговая нагрузка одинакова для всех субъектов внутри региона. Из-за этого для крупных городов рассчитывается завышенный налоговый потенциал по сбору ЕНВД, не соответствующий реальному положению дел. В итоге ни Волгоград, ни Волжский не получают финансовую помощь в необходимом объёме. При этом в Волгограде, отмечают в счётной палате, работа по сбору ЕНВД и так поставлена неплохо. Департамент потребительского рынка ведёт постоянный мониторинг всех предпринимателей, работающих на «вменёнке», - вплоть до владельцев маршрутных такси, собирая попутно много дополнительной статистической информации. Кстати, если бы во всех муниципальных образованиях занимались этой работой, налог на вменённый доход можно было бы собирать в куда больших объёмах, точнее рассчитывая налоговый потенциал, - зная реальные объёмы торговых площадей, или, к примеру, количество работников на торговой точке. Пока же многие главы муниципальных образований совершенно не заинтересованы в сборе таких данных и повышении собираемости ЕНВД: задание получено нетрудное, положенные дотации всё равно придут. Естественно, и предприниматели, видя такое отношение местной власти, не спешат отчитываться о своих доходах: четверть всех подаваемых налоговых деклараций нулевые, а в некоторых районах и городских округах их ещё больше - до 36%.

- Для 22 районов области налоговый потенциал по «вменёнке» рассчитан совершенно ненапряжённым, - констатирует Лариса Горгоцкая. - К тому же нынешняя методика практически не учитывает малый бизнес, который обеспечивает до 90% поступлений ЕНВД. Поэтому счётная палата предложила - и депутаты поддержали - применять с 2009 года дополнительные увеличивающие коэффициенты при расчёте налогового потенциала - с тем, чтобы стимулировать органы МСУ к выявлению предпринимателей, представляющих нулевые декларации. Один из коэффициентов будет применяться ко всем муниципальным образованиям, стимулируя их к усилению работы по сбору ЕНВД, а другой станет своего рода наказанием для тех субъектов, где количество подаваемых нулевых деклараций выше среднеобластного уровня - то есть больше 25%.

Перекраивать свёрстанный бюджет-2008 не будут, но принятие поправок позволит перейти на новый порядок расчёта объёмов дотаций уже с 2009 года, исходя из реального налогового потенциала. Правда, и представители областной Контрольно-счётной палаты, и депутаты надеются, что за 2008 год удастся наладить работу по сбору и анализу статистической информации не только в Волгограде. Это поможет найти баланс между стремлением предпринимателей платить меньше и желанием властей получать больше.

Антон БОРЦОВ