Поляки ответили на квартирный вопрос

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства, а также возможные последствия, связанные с введением нового Жилищного кодекса, обсуждались 27-29 ноября на семинаре «Актуальные проблемы защиты прав нанимателей и собственников жилья в России и за рубежом», который проходил в Волгограде. Семинар проводился в рамках программы Фонда «Новая Евразия», Фонда общественных инициатив «Граждане» при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Республики Польши.

Участие в работе семинара приняли представители комитета ЖКХ администрации Волгоградской области, департамента муниципального имущества (ДМИ) и департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда. Говоря об актуальности обсуждаемых проблем, председатель Общественного экспертного совета при фракции «Яблоко объединенные демократы» Московской городской думы Дмитрий Катаев отметил, что жилищную реформу тормозит недостаток достоверной информации. К тому же введенный в действие Жилищный кодекс не отражает переходные процессы в этой отрасли. Выбор формы управления многоквартирными домами постоянно откладываются. Сначала на год, потом еще на один, говорит он. Поэтому больше внимания следует уделять не созданию ТСЖ, а промежуточным и подготовительным формам управления. Например, в Польше сначала были решены проблемы нанимателей, собственников и их взаимоотношений между собой. С ним согласна руководитель ВОО ТСЖ и ЖСК «Равноправие» Эмма Самарина. По ее словам, волгоградские собственники жилья имеют трудности с вывозом твердых бытовых отходов и оплатой за негативное воздействие на окружающую среду. Не решены также и взаимоотношения нанимателей и собственников в домах, где созданы ТСЖ. При этом права нанимателей практически ничем не подкреплены, и они не имеют права голоса. В постановлении и.о. главы администрации Волгограда Р. Херианова говорится о том, что вводится институт представительства от ДМИ, говорит координатор Клуба лидеров ТСЖ Фонда «Граждане» Александр Козлов, однако в нем нет ни слова о нанимателях. В итоге ДМИ представляет не людей, а квадратные метры муниципальной площади.

Председатель ЖСК «ЖЭК 1» Любовь Артамонова рассказала о том, как монополисты в лице ресурсопоставляющих организаций навязывают невыносимые как для ТСЖ, так и для ЖСК, условия. Эти общественные объединения коммунальщики относят к юридическим лицам, а для них стоимость жилищно-коммунальных услуг неизмеримо выше, чем для отдельных граждан. Другая проблема, по мнению волгоградских участников семинара, связана с тем, что ДМИ толком не определился, что следует относить к общедолевой собственности. Как отметил А. Козлов, высказывание в прессе руководителя ДМИ Александра Валюшкина о том, что лишь подвалы, напичканные инженерным оборудованием, и могут относиться к общедолевой собственности, с точки зрения ст. 36 Жилищного кодекса и постановления правительства России 491, выглядит несколько странным («ДП» 41, «Революции за счет муниципальной собственности не будет!»). По мнению А. Козлова, ДМИ должен занять четкую позицию, что признавать общедолевой собственностью, а что нет, и не выставлять ее на торги.

- Сегодня на некоторые спорные объекты в Волгограде уже получены права собственника, хотя каким образом это произошло, остается загадкой, говорит он. Опытом проведения жилищной реформы в Польше на семинаре поделился специалист по региональной экономике, консультант Института социально-экономической географии Варшавского университета Мирослав Гроховский. Во-первых, по словам М. Гроховского, было сделано четкое разграничение, кто является собственником, а кто нанимателем жилья. При определении собственника важная роль отводится платежеспособности человека. Им может считаться лишь тот, кто имеет средства, чтобы содержать жилье в надлежащем порядке. Нанимателем же признается лицо, которое арендует жилье. Причем для малоимущих граждан муниципалитет может снимать жилье у собственников или ТСЖ, напрямую оплачивая им проживание. Польское законодательство обязывает территориальные органы местного самоуправления (гмины) публично отчитываться перед обществом, куда и на что они тратят деньги. Проблема ЖКХ России, говорит М. Гроховский, заключается в том, что у вас очень сложное жилищное законодательство, и многие юридические акты противоречат друг другу. А приватизация жилья вместо того, чтобы стать инструментом решения жилищной проблемы, используется чиновниками для того, чтобы снять с себя всякую ответственность.

По мнению польского эксперта, нам стоит еще раз присмотреться к жилищному законодательству, лучше информировать и учить население. Но если этим будет заниматься небольшая группа людей, то ничего, кроме массовых протестов и митингов, в России ждать не приходится.

Владимир Ельников