Горожане городу, город горожанам

Почти половина бюджета Волгограда формируется за счет налогов с доходов населения «Рост городской экономики мало сказывается на доходах бюджета Волгограда» таким был вывод статьи «Донор проголодался», опубликованной в «ДП» 37. Тогда заместитель главы Волгограда Роман Беков рассказал о трудностях формирования бюджета-2007. За два минувших месяца проделана большая работа, и на сегодня по проекту бюджет города на будущий год выглядит неожиданно большим. Почему так получилось, что ждет Волгоград в 2007 году Роман БЕКОВ рассказал «ДП».

Приватизация не главное

- Роман Сергеевич, каким образом получился такой большой городской бюджет 2007 года?

- Он действительно вырос: рост по доходам составил 1,57 млрд руб. относительно объемов 2006 года, по расходам 1,75 млрд рублей. В итоге общий объем доходов городского бюджета превысит 8,5 трлн рублей, расходы 9,2. Бюджетный дефицит составит 10%, мы планируем его покрыть за счет размещения муниципальных ценных бумаг, кредитов и приватизации. Но с объемом бюджета все не так просто, как хотелось бы. С одной стороны, рост связан с тем, что у нас изменились нормативы распределения поступающих налоговых доходов. Так, с 2007 года мы будем получать не 40, а 45% поступлений от НДФЛ, это достаточно большой рост. Тем более что 44% городского бюджета на будущий год это как раз поступления от НДФЛ. С другой стороны, областная администрация довела нам новый показатель по единому налогу на вмененный доход: в 2 раза больше, чем в 2006 году.

- Прогнозируется рост малого бизнеса в два раза?

- Я считаю, что показатель для нас нереальный. Мы обращались в налоговую инспекцию, написали письма главному федеральному инспектору С. Старунову и губернатору Н. Максюте. Анализировали ситуацию с малым бизнесом не получается у нас рост в два раза. Третий момент касается приватизации. Если мы первоначально планировали получить от приватизации 600 млн руб., то на 2007 год у нас план стоит 1,28 млрд рублей. Но планируемый нами объем социальных программ требует и доходов соответствующих. Поэтому программу приватизации увеличили в 2 раза. Считаю, что это реально. Мы стали плотно заниматься торгами, и ситуация поменялась например, на ноябрьских торгах у нас цены поднимались в 5-6 раз от первоначальных.

- Неделю назад на заседании координационного совета по предпринимательству и.о. мэра Р. Херианов объявил, что программа приватизации, во-первых, не будет большой, во-вторых, возможно, из нее что-то еще будет изъято. Как все-таки будет? Число приватизируемых объектов вырастет, или вы постараетесь цену на них поднять?

- Сейчас у города около 1500 муниципальных объектов. Из них где-то 350 выставляется на приватизацию. То есть мы не ставим задачу продать все сразу. Рост доходов произойдет именно за счет качества аукционов. Увеличивая программу, мы добавили в нее около 30-40 объектов, за счет которых произошел прогнозируемый рост доходов на 680 млн руб. Это не социальные объекты, зато цена у них намного выше.

- А что значит повышать качество аукционов?

- Это значит, что мы проводим конкурс на предмет оценки приватизируемых помещений. Раньше оценка, мы считаем, часто была занижена. Уже в октябре-ноябре администрация на аукционах выставляла объекты по ценам гораздо выше, чем раньше.

- Заниженная цена это, может быть, и хорошо? Низкие стартовые цены привлекают покупателей, а потом их конкуренция вздувает цену.

- Нет, это нереально. Знаете, есть средняя цена квадратного метра в городе примерно $1,5-2 тыс. Считаю, что администрация по такой цене и должна выставлять площади на аукционы. Зачем нам выставлять объект по $500-600? Как показала практика, желающих покупать достаточно, что мы выставляли на продажу все ушло, и заявки есть. Эти помещения в основном заняты либо розничной торговлей, либо офисами. Их надо продавать. Мы и будем продавать.

Районы подровнялись по доходам

- Доходы растут это хорошо. Какие будут расходы? Чего у нас в городе станет больше, а что станет лучше?

- Во-первых, расходы по всем статьям всегда увеличиваются. Во-вторых, в городе будут новые социальные программы. Городская дума часть уже приняла. Программа выделения жилья 100 млн руб. касается разных категорий граждан. Еще 100 млн руб. программа предоставления жилья многодетным семьям. И, как мы знаем, Дзержинский район вошел в федеральную программу Росстроя, и для инженерной подготовки участков необходимо 100 млн руб. Эти программы тянут уже на 300 млн руб. Плюс администрация города впервые разработала программу ремонта внутриквартальных дорог, на которые много лет внимания никто не обращал. На это мы выделяем 140 млн рублей, чтобы примерно половину дорог отремонтировать в 2007 году. Приняли программу строительства, восстановления и капитального ремонта наружного освещения. 220 млн рублей пойдет на освещение в частном секторе. Увеличиваем зарплаты на это нужно около 300 млн рублей. Есть отдельная программа покупки оборудования для муниципальных учреждений здравоохранения 160 млн рублей.

- По распределению доходов по районам города очень заметно, что Красноармейский район получает больше других.

- Так там 200 тысяч населения, школ много, больниц, поэтому и объемы такие. Вот по доходной части лидирует Центральный район. Но в этом году у нас все районы обеспечивают себя сами.

- Вы в прошлом интервью говорили, что часть районов не дотянула до плановых показателей.

- Сейчас уже исправились. Хотя земельный налог нас очень беспокоит. Думаю, что по нему будет недобор. Такая же картина, как по земельному налогу в 2006 году, будет у нас в 2007 году по единому налогу на вмененный доход: недобор на ту же сумму. Мы с налоговой инспекцией сверяли свои расчеты, наши прогнозы совпадают. Не будет роста ЕНВД в два раза, потому что нельзя считать поступления от налога по числу зарегистрированных предпринимателей, надо считать работающих. Пока что мы эту свою позицию региональным властям доказать не можем.

- На координационном совете по предпринимательству сообщили, что в бюджет этого года добавили еще 20 к 5 имеющимся миллионам на межевание земель. Расчет на то, чтобы город зарабатывал на земле?

- Межевание земли делается для подготовки участков под строительство. По закону мы обязаны это делать, без этого их и на аукцион нельзя выставить. А вот чтобы зарабатывать, нужна кадастровая оценка стоимости земли. Многие города, например, Ростов и Саратов, уже перешли на нее. Наш город, учитывая события года и споры с предпринимателями, воздержался. Но по закону мы обязаны до конца 2007 года перейти. Земельный налог уже считается у нас по кадастру, а арендная плата за землю пока по-старому. В течение будущего года мы проведем ревизию всех земельных участков, оценим их кадастровую стоимость и к 2008 году перейдем. По некоторым районам это будет понижение, по некоторым повышение.

- У вас готов и прогноз социально-экономического развития Волгограда. Каким город будет через год?

- Однозначно лучше, чем год назад. К сожалению, при составлении бюджета мы рассматриваем только те затраты, которые жизненно необходимы для Волгограда. Грубо говоря на поддержание штанов. Мы поддерживаем уровень жизни населения, чем можем, например, повышаем зарплату медперсоналу, который не попал в нацпроект, подняли зарплату в дошкольных учреждениях. На капитальный ремонт учреждений здравоохранения а они в ужасном состоянии, нужны миллиарды, а мы какие-то сотни выделили: побелка-покраска, косметический ремонт. В 131-м федеральном законе прописаны наши полномочия. А посмотрите, чем они обеспечены? Сразу видно, что этого не хватает. О развитии трудно говорить, потому что денег на жизнь не хватает. Городу достаются самые трудно собираемые налоги: земельный налог, единый налог на вмененный доход. У нас забрали налог на прибыль, который в 2005 году давал нам почти 700 млн руб. Взамен мы получили всего 10% НДФЛ. Это 200 млн рублей. Развиваться мы можем только за счет инвесторов. В город активно идут развлекательные центры и торговые дома. Мне бы хотелось видеть строительство заводов, фабрик легкой, текстильной, пищевой промышленности. Может, после вступления в ВТО инвестиции пойдут именно в эти отрасли, значимые, нужные, важные.

Наш вклад в вашу зарплату

- А вы не можете идущему в Волгоград инвестору говорить, что нам не надо уже магазинов? На что население будет покупать, если мы ничего не производим?

- Нереально. Земля-то уже выкупается. Я, правда, надеюсь на генплан, там это прописано: где нужны ТРЦ, где фабрики, спорткомплексы. Думаю, в декабре-январе мы его примем.

- Прогноз предполагает, что объем инвестиций в городе увеличится почти на 20%.

- Да, в 2006 году инвестиции составили 16 млрд рублей, в 2007 выйдем на 20 млрд. Хороший рост. Не менее приятно, что у нас из года в год растут доходы населения. В этом году, например, фонд оплаты труда вырос почти на 30%. И, кстати, впервые в этом году по официальной статистике доходы волгоградцев превысили расходы. Рост стабилен, каждый год доходы населения увеличиваются на 17-20%. В этом есть и наша заслуга. Мы работаем и с предпринимателями, убеждая повышать зарплату, и с крупными предприятиями составили список из 150 предприятий, заключаем с ними соглашения, по которым они обязуются с января провести индексацию зарплат, повысив их на 10-30%.