Долгие муниципальные расставания

16 ноября на заседании Волгоградской областной думы депутаты обсудили пакет из 33 законопроектов, касающихся разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и вновь образованными в их границах муниципальными образованиями. Этому предшествовала кропотливая работа парламентариев и согласительных комиссий, пытавшихся привести в соответствие с ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» ситуацию на местах.

Из 33 законов, направленных на исполнение полномочий муниципальными образованиями в рамках ФЗ 131 и дающих возможность районам сверстать собственные бюджеты, пока были приняты 32. Принятие решения по Котовскому району перенесли на следующее заседание думы. Камнем преткновения в работе с документом оказалось Котовское МУП «Водоканал». Спор, кто должен осуществлять реконструкцию и техническое обслуживание объекта, не смогла в назначенные сроки разрешить согласительная комиссия. По данной проблеме кардинально противоположные ответы дали Госкомитет по имуществу и Рос-строй. Одни настаивали на том, чтобы «Водоканал» остался за муниципальным районом, другие прописали передать его городскому поселению. Согласно 131-му закону объекты водоснабжения переходят в управление городских поселений, на балансе же муниципальных районов остается электро- и газоснабжение. Но городское поселение г. Котово опасается, что ему слишком дорого обойдется содержание МУП «Водоканал» со 145-километровым водоводом, а потому отказывается от технически сложного сооружения, чье техобслуживание в текущем году обойдется в 12 млн руб. Бюджет же городского поселения составляет всего 39 млн руб. Правовое управление Волгоградской областной думы, руководствуясь законом, настаивает на оставлении МУП «Водоканал» в ведении городского поселения. Таких же позиций придерживается комитет по управлению имуществом, который обратился к депутатам с просьбой принять данную поправку. Если объект не перейдет городскому поселению, глава муниципального района г. Котово Владимир Ситников пообещал обратиться в суд. Как прокомментировал ситуацию заместитель председателя Волгоградской областной думы по бюджетной и экономической политике Анатолий Бакулин, история с «Водоканалом» является показательным примером, как нелегко в регионе идет вхождение в новые бюджетные взаимоотношения. Спор за имущество в разных его проявлениях предшествовал законопроектам практически по всем 33 районам Волгоградской области. Во многом помогла работа согласительных комиссий. По мнению Анатолия Бакулина, практика показала, что закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» (МСУ) необходимо дорабатывать на федеральном уровне: чем дальше, тем очевиднее его несовершенство. Главное же условие области не допустить сепаратизма. Такая опасность может исходить от потенциально благополучных, с экономической точки зрения, поселений тех, кто самостоятельно сможет получать доходы, соизмеряя их с расходами. А это, по мнению депутата, практически большинство районов области, находящихся сейчас в более выгодном положении, нежели вновь образованные городские поселения. Не нагнетать обстановку на переходном этапе помогает то, что районные руководители еще не сняли с себя ответственность за городские поселения, расположенные в границах их территорий и осознают эту ответственность. То же самое можно сказать о губернаторе Волгоградской области Николае Максюте, избранном на свой пост народным голосованием. Некоторые используют это обстоятельство с выгодой для себя: письменно обращаются за материальной помощью к губернатору. Зачастую же обратившиеся по старинке забывают указать собственную доходную базу.

Одной из проблем, возникшей с реализацией закона о МСУ, стали большие бюджетные потери по земельному налогу. Анатолий Бакулин связывает это с упущениями на уровне федерации, не согласовавшей кадастровую оценку с поселениями и в результате сильно занизившей ее. Губернатор Н. Максюта вынужден был создать комиссию, которая выезжает в районы и там рассматривает результаты кадастровой стоимости земли. Но никаких разрешительных полномочий у этого органа нет. Еще одна проблема прозвучала из уст Анатолия Бакулина. Огромные средства, исчисляемые миллиардами рублей, потребуются из областного бюджета при перерегистрации предприятий и учреждений. Пока эти деньги не предусматривали ни в бюджете 2006 года, ни в бюджете-2007. Волгоградские парламентарии собираются обратиться к правительству РФ, чтобы перерегистрация проводилась бесплатно. Федерация постоянно изменяет и дополняет 131-й закон. Например, субъектам федерации передаются все полномочия по защите прав животного мира, лесного хозяйства и экологии. Значит, спор за елки, свалки и зверушек еще впереди.

Елена Силантьева