Испытание на вежливость

Как воспитать в водителях культуру вождения и уважения к пешеходам, построить сотрудничество всех участников дорожного движения? Какие предпосылки для этого уже существуют? Об этом шла речь на круглом столе в редакции «ДП», посвящённом акции «Я уступаю дорогу пешеходам».

Пешеходы не в фаворе

Согласно статистике городской ГАИБДД, которую на круглом столе привёл заместитель начальника городского ГАИ Николай Яньшин, каждый год в городе происходит более тысячи дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает 110-130 человек. Так, за 10 месяцев текущего года на дорогах Волгограда произошло 1026 ДТП, в которых погибло 95 и ранено 1180 человек. Самым аварийно-опасным в городе является Дзержинский район, самым безопасным не первый год считается Советский - вероятно, потому, что он один из самых маленьких. По словам Николая Яньшина, примерно две трети всех происшествий составляют наезды на пешеходов - 514 случаев за этот год. Примерно каждый 4-й случается по вине их самих - из-за несоблюдения правил дорожного движения. Больше всего наездов в этом году зарегистрировано в Тракторозаводском районе - 86. В то же время в Советском районе таких ДТП 31. В общем по городу по сравнению с прошлым годом показатели аварийности снизились на 6,6%, что само по себе радует. Значит ли это, что водители стали более внимательными друг к другу, более аккуратными и вежливыми на дороге? Учитывая стремительно возрастающий с каждым годом автомобилепоток, можно сказать, что да. И всё же, по данным ГАИ, каждые 3 дня на дорогах города погибает 1 человек. Улучшить эту ситуацию, снизить аварийность и минимизировать количество пострадавших можно, воспитывая культуру вождения и поведения на дорогах всех участников дорожного движения, считают участники круглого стола. Отношения между водителями, пешеходами и сотрудниками ГАИ должны быть основаны на взаимном сотрудничестве.

На краю канавы

Как показывает практика, наши водители готовы к сотрудничеству. Традиция мигать дальним светом, предупреждая соседей по дороге о наличии гаишников, складывалась не один год. Как и традиция благодарить «аварийкой», например, того, кто в плотном потоке машин притормозил и позволил выехать с прилегающей территории. Так, из уст в уста, из автомобиля в автомобиль распространяется взаимная вежливость: один раз помогли вам, в другой раз поможете вы сами... О готовности к сотрудничеству говорят и данные ГАИ: за время ремонтных работ по ликвидации технического тротуара на пр. Ленина - когда на проезжей части образовалась опасная канава - в этом месте не произошло ни одного ДТП.

- Выставить отбойник для снятия асфальта значило бы занять как минимум 50% крайней левой полосы. Установка ограждения тоже отрезала бы значительную часть дороги, - объяснил его отсутствие Николай Яньшин. - Правая полоса занята припаркованными автомобилями, а значит. пр. Ленина вполне мог превратиться в дорогу с однополосным движением. Чтобы не допустить коллапса в самом центре города, я дал указание все строительные работы производить с 22.00 до 6 утра. А с 6 утра полностью освобождать полосы для движения автомобилей. Любое происшествие на краю канавы могло стоить водителю машины и даже жизни. В любом случае мало бы не показалось. И их отсутствие говорит о том, что в экстремальных условиях автолюбители не только предельно внимательны, но и готовы к сотрудничеству и проявлению взаимной вежливости.

Негуманные методы воспитания

И всё же многие участники дорожного движения, в том числе многие водители, считают, что воспитывать нерадивых водителей можно только повышением штрафных санкций. По данным ГАИ Волгограда, ежедневно около 80 водителей штрафуют за «непредоставление пешеходам преимущества на дорогах». Согласно ст. 12.18 Кодекса об административных правонарушениях штраф за это нарушение составляет всего 100 рублей. «Столь незначительные штрафы для наших водителей - провокация не соблюдать правила», - уверен участник круглого стола председатель Волгоградского реготделения организации «Движение автомобилистов России» Армен Оганесян. Он предложил повысить эту сумму до 1000 рублей. Замначальника городской ГАИ Николай Яньшин с этим согласен: «Это достаточно ощутимый порог, который может повлиять на ситуацию. Ведь когда штраф за непристёгнутые ремни безопасности повысился до 500 рублей, люди стали пристёгиваться». Но повысить штрафы на уровне города или региона не в компетенции городской госавтоинспекции. В своих действиях сотрудники ГАИ руководствуются Административным кодексом РФ, и пока правительство страны не внесёт соответствующие изменения в этот документ, ничего не изменится. Другая сторона вопроса - поведение самих пешеходов. За 10 месяцев этого года 67,5 тыс. недобросовестных пешеходов были наказаны сотрудниками ГАИ за переход проезжей части в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора. А каждый день таких нарушителей в городе выявляется 200-250 человек. На первый взгляд, это колоссальные цифры, но на самом деле это очень мало. «Ведь только на перекрёстке пр. Ленина и ул. Краснознаменской в час проходит несколько сотен человек, - комментирует Николай Яньшин. - А есть и другие перекрёстки. И на каждом из них сотрудника не поставишь». Кроме того, немало желающих перебежать проезжую часть вне официальных пешеходных переходов. Наглядный пример - бульвар на пр. Ленина перед Центральным рынком. После того, как в этом месте убрали заграждение, люди стали сокращать свой путь и ходить напрямик по газонам и проезжей части. По официальной версии городской администрации забор отправлен на реконструкцию, а в одном из последних пресс-релизов мэрия сообщила, что поскольку гибнут люди и страдает движение, проблема будет решена установкой малозаметной ограды, которая послужит городу одновременно и преградой, и украшением. К сожалению, работники администрации пока никак не комментируют этот вопрос, так как в настоящее время проект ещё находится в разработке. Чтобы хоть как-то улучшить ситуацию, ГАИ старается приблизить маршруты патрулирования машин ДПС к аварийно-опасным пере-крёсткам и участкам городских дорог. А некоторые горожане подумывают о жалобах в прокуратуру на бездействие должностных лиц.

Ответ на стикере

В стремлении воспитать в водителях дорожную культуру благотворительный фонд «Волгоградский» при информационном сотрудничестве с газетой «Деловое Поволжье» и «Авторадио» организовал акцию «Я уступаю дорогу пешеходу» (об этом также в «ДП» 44). Это очередной призыв к волгоградским водителям быть более внимательными и менее эгоистичными на дороге. «Надпись «Я уступаю дорогу пешеходу» на стикере, помещённом на заднем стекле автомашины, - это ответ на вопрос водителя сзади, почему я остановился посреди дороги и задерживаю движение», - говорит организатор акции директор благотворительного фонда «Волгоградский» Алексей Хавинсон.

Кроме того, акция - это попытка приучить пешеходов переходить дорогу в строго отведённых для этого местах. В последнее время переходить проезжую часть стало одинаково опасно как по «зебре», так и вне её. Важно заставить и пешехода, и водителя понять, что пешеходный переход - это привилегированная зона пешеходов над другими участниками движения, что «зебра» - это гарантия его безопасности в железном потоке автомашин. Акция «Я уступаю дорогу пешеходу» нашла отклик у многих волгоградцев. В редакцию «Авторадио» приходят люди специально, чтобы получить стикеры не только для себя, но и своих знакомых. Редакция «ДП» также распространяет наклейки среди желающих. Кроме того, акцию поддержала городская ГАИ. Николай Яньшин предложил распространять наклейки в городских МРЭО среди водителей, проходящих техосмотр и только получающих права. А одновременно с этой благотворительной акцией ГАИ провела собственные мероприятия, также направленные на формирование культуры вождения и поведения на дорогах, - «Зебра» и «Вежливый водитель». То что подобные акции давно стали традиционными, доказывает, что не только штрафы действуют на дорожных нарушителей, но и человеческие меры.

Анастасия КУВШИНОВА