Подарки на учёте

Вопрос: Организация изготавливает подарки деловым партнёрам (ежедневники, ручки, календари и другие товарно-материальные ценности), имеющие и не имеющие логотипа организации. Каков порядок учёта в целях исчисления налога на прибыль расходов на изготовление указанных подарков?

- Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 38-ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Таким образом, реклама - это распространённая для неопределённого круга лиц информация, наделённая определёнными признаками. В законе 38-ФЗ установлены требования к рекламе как к информации, её содержанию, местам и способам распространения. При этом порядок передачи такой информации между хозяйствующими субъектами или иными лицами при её изготовлении или при подготовке её к распространению для неопределённого круга лиц не предусмотрен.

В соответствии с Письмом Федеральной антимонопольной службы от 30.10.2006 АК/18658 под неопределённым кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность её для неопределённого круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена. Следовательно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге признаётся распространением среди неопределённого круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена. На основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретённых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учётом п. 4 ст. 264 НК РФ.

Расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществлённые им в течение отчётного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Об этом сказано в п. 4 ст. 264 НК РФ. Таким образом, стоимость сувенирной продукции, содержащей символику организации и передаваемой в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества представителям других организаций, учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в качестве расходов на рекламу. Если сувенирная продукция с символикой вручается во время официального приёма представителям организаций-контрагентов, участвующим в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, её стоимость при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль рассматривается в качестве представительских расходов и подлежит нормированию в установленном для этой категории порядке.

Расходы в виде стоимости сувениров, не содержащие логотипа организации и безвозмездно передаваемые организациям-контрагентам, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ). Данная позиция изложена в Письме ФНС России от 25.04.2007 ШТ-6-03/348@ и от 16.08.2004 02-5-10/51 и Письме Минфина России от 16.08.2006 03-03-04/4/136.

Ирина ШАБАНОВА, начальник отдела выездных проверок 1 ИФНС России по Центральному району г. Волгограда