«В кризис отношения проверяются...»

Многие аналитики считают, что нынешний кризис сильно ударит и по продуктовому ритейлу - торговые сети активно развивались за счёт привлечения заёмных средств, которые сейчас получить крайне сложно. Но генеральный директор волгоградской торговой сети «Радеж» Юрий СУДАРЕВ, открывший недавно свой 90-й магазин, уверен: нынешняя ситуация пойдёт только на пользу устойчивым, надёжным компаниям. Вынужденная пауза даст время для оптимизации бизнес-процессов и позволит провести внутрикорпоративный аудит, который и станет залогом дальнейшего успешного развития. Так что, даже пересмотрев свою инвестиционную программу, «Радеж» не собирается от неё отказываться.

- Юрий Владимирович, как изменились планы вашей компании в связи с финансовым кризисом? За счёт чего планируете развиваться?

- Конечно же, планы изменились, кризис диктует свои правила. Поэтому тех быстрых темпов развития, которых «Радеж» придерживался, не будет. Однако и совсем останавливаться мы не собираемся, в следующем году обязательно откроем ещё два-три новых магазина. Хотя планировали порядка двадцати Но мы чётко понимаем, что рассчитывать сегодня можем только на те средства, которые сами заработаем, - поэтому и говорим лишь об открытии тех объектов, которые уже практически готовы и нуждаются лишь в небольшом доинвестировании. Строить бизнес на дополнительных больших заёмных средствах сегодня невозможно.

- Как обстоят дела с перекредитованием? Не было ли у «Радежа» случаев «margin call», когда банки требовали досрочно погасить кредиты или предоставить дополнительное залоговое обеспечение?

- Мы по-прежнему работаем с теми банками, с которыми работали и до кризиса, поддерживаем наши кредитные портфели, индивидуально обсуждаем новые условия, новые ставки. Практически во всех банках они изменились, но нужно сказать, что «Радеж» не допустил ни одного дня просрочки ни по одному из своих кредитов. Раньше банки давали нам деньги практически под честное слово, под товары в обороте, под оборудование, а сейчас они предпочитают более существенные залоги в виде недвижимости. В этом отношении нам очень помогает то обстоятельство, что более 60% торговых площадей находится в собственности компании «Радеж» - это и позволяет нам перекредитовываться. Банки видят, что мы остаёмся надёжным партнёром и, по мере своих возможностей, идут нам навстречу.

- Повлиял ли как-то кризис на ваши отношения с поставщиками? Могут ли отразиться на работе сети проблемы кого-то из производителей?

- Ни один из наших поставщиков не прекратил поставлять нам товар - со всеми мы работаем в рамках ранее заключённых договоров. Другое дело - появилась некая нервозность, особенно у местных малых и средних предприятий, не у федеральных компаний. Практически у всех есть кредиты, которые тоже необходимо возвращать, а по рынку сегодня ходят самые разные слухи - и про банки, и про ритейлеров, и про производственную сферу. Но в кризис как раз и проверяются отношения - между людьми, между компаниями, становится ясно, с кем можно взаимовыгодно работать даже в кризис, а с кем нет. Надёжных партнёров мы терять не хотим, так что на будущий год практически все наши договоры с поставщиками уже подписаны, будем работать дальше.

- Многие волгоградские предприятия отправляют своих сотрудников в неоплачиваемые отпуска или объявляют о предстоящих сокращениях. Будет ли «Радеж» как-то менять свою кадровую политику?

- Сокращения персонала возможны в тех компаниях, где резко снижается объём производства. В «Радеже» этого нет. Так что сокращать количество магазинов или персонала мы не намерены, более того, у нас и сегодня есть вакансии - от продавцов до администраторов и управляющих. Ведь сеть, хоть и более замедленными темпами, но продолжает расти. Но, безусловно, мы стремимся совершенствовать свою работу, рассматриваем нынешние условия как возможность для проведения внутреннего аудита с целью увеличения управляемости бизнеса, качества обслуживания и т.д. Для этого менеджеры с весомым практическим опытом, которые до кризиса отвечали за развитие и нахождение новых объектов, будут переориентированы на работу по повышению эффективности уже работающих магазинов. То же относится и к рекламной стратегии, мы уверены, что сейчас не время для внешних широкомасштабных рекламных кампаний, поэтому помимо проведения базовых рекламных акций, профильные отделы занялись проведением исследований, изучением и анализом работы магазинов. Так что я уверен, что сегодня хорошее время для оптимизации работы, поэтому и расцениваю данную ситуацию, как возможность более кропотливо и тщательно заняться внутренними вопросами.

- Изменится ли конкурентная ситуация на волгоградском рынке ритейла, учитывая нынешнюю ситуацию?

- Не думаю, что произойдут какие-то серьёзные изменения, во всяком случае, доли рынка у основных игроков точно не изменятся. У всех торговых сетей сейчас схожие проблемы. Ожидаю, что снизятся арендные ставки - уже есть такие случаи. Каких-то слияний и поглощений ждать не стоит: кризис - не лучшее время для продажи бизнеса, и все это понимают. Так что вряд ли кто-то из крупных игроков уйдёт с рынка. Запас прочности накоплен, и работать мы научились. Да, такого быстрого развития, как прежде, не будет, но и останавливаться никто не намерен.

Справка:

Торговая сеть «Радеж» образована в 2002 году. В настоящее время в сети 90 магазинов в Волгограде, Волгоградской и Ростовской областях, Саратове. Персонал - свыше 2800 человек, более 150 тысяч покупателей ежедневно. Объём реализации в 2007 году составил 3,6 млрд руб., рост по сравнению с 2006 годом 43,5%. Чистая прибыль - 40,9 млн рублей, рост - 11,5%.