Аграрии устремились на большую дорогу

Проблема нехватки железнодорожных вагонов, с которой нередко сталкиваются волгоградские сельхозпроизводители, может быть решена созданием участниками аграрного рынка железнодорожной транспортной компании, которая сможет наладить бесперебойный вывоз сельхозпродукции за пределы региона. Однако для успешной реализации проекта грузовладельцы должны отказаться от ожиданий, что государство обязано предоставлять им транспорт для сделок и прийти к пониманию рыночных принципов организации перевозок. О ситуации на рынке транспортных услуг и перспективах создания в Волгоградской области независимого перевозчика сельхозпродукции «ДП» рассказал генеральный директор ЗАО «РТЭК» (региональная транспортная экспедиционная компания) Игорь ЧЕРКЕСОВ.

- Игорь Юрьевич, какова ситуация на наших железных дорогах, почему, на ваш взгляд, возникают трудности с вывозом зерна и овощей за пределы нашего региона?

- С одной стороны, сами грузовладельцы никак не могут понять, что им никто не обязан перевозить их грузы. Я был недавно на совещании у начальника Приволжской железной дороги Александра Храпатого по вопросам организации перевозок зерна в страны ближнего зарубежья и слышал, как грузовладельцы вещали, что выращивая зерно, они выполняют глобальную государственную задачу повышения экспортного потенциала России... На что начальник дороги хоть и завуалированно, но резонно заметил - спасение утопающих дело рук самих утопающих: идите к владельцам подвижного состава, или сами покупайте вагоны... Грузовладельцы хотят заработать деньги, но при этом ищут справедливости, возмущаются... Некоторые наивно полагают, что у железнодорожников можно купить за взятки справедливость в распределении подвижного состава. Но если вагонов попросту не хватает, то взять их неоткуда. С другой стороны, ситуация такова, что ОАО «РЖД», передав вагоны своей дочке - Первой грузовой компании, больше не является их собственником. Дочка, в свою очередь, передаёт вагоны третьим коммерческим структурам. При этом ситуация в этом году складывалась так: владелец сельхозпродукции, которому требовалось отправить зерно на экспорт, обращается к компании-собственнику вагонов. А там очередь. В результате сделку приходится проводить не в сентябре, а например, в марте. К тому же этот перевозчик значительно повысил ставку за перевозку. Но вагонов по-прежнему не хватает. Когда давали хорошую цену за зерно, трейдеры не смогли выкинуть его на рынок - не было транспорта, а теперь цена упала. К тому же мелкие заказы на 10-20 тыс. тонн перевозчику не нужны. Свои вагоны он может загрузить под завязку, обслуживая крупных международных трейдеров с поставками 1 млн и более тонн зерна. То же и с овощами. Их полно, а вывезти не смогли: сроки погрузки кончились, исходя не из наличия товаров, а из наличия вагонов или действий тех, кто эти вагоны распределил.

- Есть ли выход из этой ситуации?

- На наш взгляд, товаропроизводителям и другим участникам сельскохозяйственного рынка необходимо самим создать транспортную компанию, которая и будет их обслуживать. В создании такой компании мы можем помочь. По нашим расчётам, срок окупаемости лизинга у такого оператора максимум составит 3-4 года, а по оптимистичному варианту - 2-3 года. Тогда как у действующих перевозчиков он достигает 7-8 лет. Математика, как говорится, одна, а экономика разная. Когда подвижной состав находится в собственности производителей, то решаются задачи планирования производства, расширения сбыта, увеличения нормы прибыли за счёт гарантированной возможности поставлять продукцию покупателю. Например, наличие вагонов «под крыльцом» позволит сократить издержки за счёт возможности своевременной поставки, что, естественно, увеличивает норму прибыли продавца. Ведь за поставку партии зерна в течение требуемых 20 дней покупатель готов платить больше, чем за то же количество, поставленное в течение 30-45 дней. Дело в том, что, перестраховываясь, он вынужден покупать у других поставщиков или держать излишний запас на складе, что увеличивает так называемые транзакционные расходы покупателя на покупаемый товар, поэтому и цену он ставит ниже. Когда вы как продавец становитесь для покупателя понятным - это большой плюс. К сожалению, сейчас очень большие сроки организации поставки на экспорт. На самом востребованном направлении - Ростов-Новороссийск - зерно идёт от 5 до 10 дней. Дело в том, что грузы сборные, и идут они в сборном составе. А это сортировка, ожидание локомотива... Если же иметь свои вагоны, то можно сформировать из них поезд, составить маршрут. В этом случае сроки нахождения в пути сократятся до двух дней. А это тоже повлияет на сроки окупаемости. И таких побочных синергетических эффектов, делающих работу нового перевозчика выгодной, - очень много. Тут и возможность расширения географии поставок и закупок, и перспективы налаживания прямых отношений с портами перевалки, и предпосылки привлечения инвестиций, и возможность получения прибыли акционерами-участниками проекта.

- Как, кем и на какие средства должна создав аться новая транспортная компания, и как будет осуществляться её деятельность?

- Если вагоны взять в лизинг, а его в отличие от кредитов, по-прежнему охотно предоставляют, то платить придётся только за локомотивную тягу, путевое обслуживание и ставку лизинговых платежей, а это, по нашим расчётам, значительно меньше, чем оплачивать услуги сторонних перевозчиков. К тому же стоимость вагона, взятого в лизинг, по сути, оплачивает покупатель, когда вносит деньги за доставку груза. Если этот вагон предоставляет ваша транспортная компания, то по мере эксплуатации он перейдёт в вашу собственность. Вообще, запуск любого предприятия требует разработки стратегии. Можно начать со 100-150 вагонов. Сейчас, например, актуален вывоз зерна в страны Востока: Таджикистан, Узбекистан, Афганистан, Азербайджан. А действующие перевозчики не хотят направлять туда вагоны. Имея свой подвижной состав, волгоградские экспортёры могли бы сформировать три поезда по 50 вагонов, поставить охрану и отправлять востребованные там лук, зерно и другие продукты. Если волгоградские грузовладельцы пожелают объединиться, то будет собрана информация: у кого какие грузы, и в каком направлении двигаются. Затем будет определён необходимый объём подвижного состава, которым начнут обслуживать заказчиков - участников этого общества. Также будут решены и вопросы управления предприятием, будет создана организационная структура, переданы технологии транспортного обслуживания сделок и обслуживания транспорта. Приобрести на предприятии-изготовителе сотню-другую вагонов - сейчас это решаемые вопросы, во всяком случае для нас. Стратегия развития транспортной компании будет формироваться в соответствии со стратегией развития сельского хозяйства, и в дальнейшем объёмы перевозок можно наращивать, наращивать парк подвижного состава, возможно, при необходимости можно и локомотивы приобрести, и «нитки графика перевозок».

- Будут ли властные структуры участвовать в реализации проекта?

- Мы направили предложение первому вице-губернатору Александру Шилину, и он выразил заинтересованность. Регион может выступить в качестве гаранта по лизингу, в качестве акционера. Но главное, власть сможет принять непосредственное участие в формировании аграрного рынка. Являясь акционером транспортной компании, она сможет управлять и влиять на него, например, в сферах развития и международной интеграции. На деловых встречах высокого уровня областная администрация могла бы представлять сельхозпроизводителей как владельцев железнодорожной транспортной компании, которая в состоянии поставлять зерно, рапс, овощи точно в срок и на любые расстояния.

- А каково мнение участников волгоградского аграрного рынка?

-С этим пока есть сложности, мало таких, кому понятно, что происходит на рынке перевозок и что ответственность за будущее своего бизнеса лежит на владельцах бизнеса. В ближайшем будущем транспортные операторы, которые сегодня предоставляют трейдерам подвижной состав, сами займутся продажами зерна, ведь им как-то нужно же сокращать сроки окупаемости подвижного состава. Волгоградским же аграриям, возможно, просто не хватает информации. А вот саратовские сельхозпроизводители и ряд крупных зерновых трейдеров уже выразили готовность участвовать в нашем проекте или заказать такой проект для себя.