Город хочет справедливости

После принятия в первом чтении бюджета Волгоградской области на 2009 год глава Волгограда Роман Гребенников разъяснил журналистам свою позицию: своей главной задачей он считает привлечение федеральных бюджетных инвестиций в город, а это требует софинансирования из бюджета не только муниципалитета, но и региона.

Рассказывая о пропорции привлечения средств на программу капремонта жилого фонда и переселения из аварийного и ветхого жилья (см. статью на стр. 5), Роман Гребенников привёл соотношение вложений: в 2009 году 470 млн руб. выделено городу из Фонда реформирования ЖКХ, 118 млн руб. - вклад Волгограда и 13 млн - бюджета области. «Это серьёзное подспорье», - иронизирует мэр. Именно такая модель непропорционального софинансирования и стала причиной возмущения городских властей принятым в первом чтении бюджетом региона.

Как известно, у города есть несколько крупных проектов, на финансирование которых мэру удалось получить предварительное согласие федеральных министерств и ведомств. Кроме названного выше проекта, это строительство 2-й линии скоростного трамвая, туннель под железной дорогой в Советском районе, очистные сооружения на острове Голодном. По всем этим проектам есть договорённости в Москве, однако они могут быть реализованы лишь в том случае, если город и область продемонстрируют готовность к софинансированию, и не на словах, а в виде соответствующих строк в бюджетах.

- Принципиально важно, чтобы средства, которые позволяют привлечь инвестиции из федерального бюджета, в бюджете субъекта федерации были обозначены отдельной строкой, причём в пропорции 50 на 50, а не так, как сейчас, когда мы выделяем 180, а нам дают 13. В конце концов, Волгоград - это часть региона, и юморить, предоставляя нам копейки для ремонта жилого фонда, я думаю, не позволено никому. Да это и не пройдёт на уровне федерации, - считает Р. Гребенников, подчёркивая, что город «просит минимум», хотя, наверное, справедливо ставить вопрос и о том, что донор регионального бюджета, дающий ему 60% доходов, мог бы получать обратно суммы, адекватные своему вкладу.

Муниципалитет готов обсуждать с областью пропорции софинансирования - можно говорить о вложениях не в пропорции 50 на 50, а, скажем, 30 на 70, но и эти 30 должны быть заложены в областном бюджете. «Пропорция 118 на 13 - это не софинансирование», - считает Р. Гребенников, призывающий на защиту справедливости товарищей по партии: фракция «Единой России» в городской думе обратилась к своим коллегам в думе областной и к единороссам в областной администрации с призывом поддержать город. Мэр настаивает на создании согласительной комиссии по проекту бюджета, выражая готовность обсуждать источники софинансирования. «Нам не принципиально, откуда придут эти деньги - от увеличения городу задания по сбору НДФЛ, увеличения дефицита бюджета или сокращения расходов, например, на создание электронного правительства и другие цели, менее актуальные, чем строительство дорог или линии скоростного трамвая», - говорит он. Город выражает готовность в будущем году увеличить сбор НДФЛ на 680 млн рублей и «умолять региональную власть не забирать у нас эти деньги, если мы их соберём». Хотя, конечно, в администрации будут рады, если областная власть найдёт иной способ финансировать эти проекты. Однако строки софинансирования в бюджете региона дадут мэру и его замам право посещать федеральные министерства и просить денег.

Р. Гребенников признаёт, что был слишком категоричен, называя бюджет-2009 «бюджетом издевательства»: «Прошу меня понять: обидно, если тебя не слышат». В качества иллюстрации обидной несправедливости он приводит транспортный налог, который поступает только в региональный бюджет. В области собирают 670 млн руб., в будущем году городу от него обещано 150 млн руб. - и то, благодаря поправке, внесённой председателем думы Виталием Лихачёвым. Но именно в городе собирается львиная часть этого налога, поскольку здесь 270 тыс. единиц транспорта, плюс 12,5 тыс. транзита, что создаёт огромную нагрузку и на дороги, и на состояние окружающей среды в Волгограде. «Мы получаем меньше четверти сборов, хотя должно быть не меньше половины, а если чуть-чуть позаботиться о столице - то и вовсе две трети», - полагает мэр.