«РЖД» отдаст вагоны в добрые руки

Промежуточные итоги реформы железнодорожного транспорта, влияние развития сети российских железных дорог на развитие страны в целом, инвестиционные перспективы транспортных компаний и развитие конкуренции в отрасли - такие вопросы обсуждались на VI Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство», проходившей 29-30 октября в Москве и приуроченной к десятилетию начала реформы. В число участников конференции вошли представители власти, ОАО «Российские железные дороги», независимых перевозчиков и грузовладельцев, а также производителей подвижного состава.

Вопросы финансирования модернизации отрасли стали на конференции одной из главных тем обсуждения. Развитие железных дорог требует значительных средств, поэтому ОАО «РЖД» - естественный монополист отрасли - привлекает не только государственные, но и частные средства. Одним из важных источников их поступления стала продажа акций дочерних обществ компании. Например, ОАО «Трансконтейнер» продало 15% акций за 7,8 млрд рублей, продажа акций ещё 16-ти «дочек» «РЖД» запланирована до конца 2010 года. Как отметил на конференции президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, компания смогла обеспечить формирование необходимых для обновления и развития источников инвестиций. «Если в 2004 году капитальные вложения компании составляли около 141 млрд рублей, то в 2007 году объём инвестиций превысил 285 млрд рублей, а план текущего года - почти 400 млрд рублей. Благодаря этой устойчивой динамике обеспечено планомерное снижение износа основных производственных фондов и внедрение инновационных технологий. Достижение этих результатов соответствует целям программы структурной реформы», - сказал он.

Однако, по мнению некоторых участников конференции, такой подход может разбазарить крупнейшую компанию: ещё недавно единственным акционером ОАО «РЖД» было государство, а после выставления акций на торги есть вероятность потери госконтроля над железными дорогами. Развитие конкурентоспособности и внутренней конкуренции стало ещё одной темой обсуждения. Как отмечалось в ходе дискуссии, одним из наиболее заметных итогов железнодорожной реформы стало появление на рынке независимых операторов подвижного состава и формирование парка частных грузовых вагонов. Однако в разных сегментах железнодорожного хозяйства сложился совершенно разный уровень конкуренции. В области грузовых перевозок около 38% парка управляются независимыми компаниями-операторами, частные вагоноремонтные депо составляют 7% рынка (а после ожидающейся продажи ещё 22 депо их доля превысит 15%), а вот среди владельцев локомотивов доля частников мала - всего около 1%, ещё меньше на рынке владельцев пассажирских поездов. У компаний-производителей подвижного состава была возможность представить стенды и презентации со своей продукцией, перевозчики смогли познакомить грузовладельцев с условиями быстрой и качественной доставки грузов не только по железной дороге, но и другими видами транспорта - автомобильным или морским.