Горячие пирожки на колесах

В первой половине года в России через автосалоны продано автомобилей на $12,1 млрд. Рынок растет стремительно, и не последнюю роль здесь играет все более широкое распространение автокредитования. Автомобили становятся все доступнее и раскупаются влет, как пирожки. На конференции «Российский банковский сектор: взгляд в будущее», организованной в Москве Альфа-банком (мы сообщали об этом в «ДП» 42, «Счастливы в страхе»), специалистами банка было представлено маркетинговое исследование этого рынка.

Руководитель блока «Автокредитование» в Альфа-банке Сергей Силантьев, продемонстрировав рейтинг самых дефицитных автомобилей (на диаграмме указаны месяцы ожидания своей очереди на право покупки машины), сказал, что любая машина по любой цене тут же находит своего покупателя. Спрос давит на предложение тем сильнее, что банки вносят свой весомый вклад: темпы роста рынка автокредитования существенно превышают рост продаж автомобилей. Российскому автопрому не приходится порадоваться росту спроса. Аналитики банка, опираясь на данные известнейших агентств RBC, PwC и Ernst&Young, пришли к выводу, что на рынке российских автомобилей рост равен нулю, ввоз подержанных иномарок в 2006 г. по сравнению с прошлым годом упал на треть, зато на новые импортные машины и собранные в России иномарки спрос растет очень быстро. Особенно с учетом того, что средняя стоимость продаваемых на российском рынке иномарок снизилась с $25 тыс. до $20 тыс. Фактором роста авторынка является стремительный рост автокредитования: в России уже 250 банков предлагают такие услуги. Количество продаж автомобилей в кредит растет в среднем на 35% в штуках в год и на 40% «в деньгах». Разница объясняется тем, что средний размер автокредита растет на 5% в год и составляет около 11 тысяч долларов. Alfa bank research group провела собственное исследование потребительского поведения россиян. Судя по результатам, в этом исследовании значительную роль сыграл московский рынок, занимающий, по некоторым данным, до 20% российского рынка: здесь покупают машины жители десятка близлежащих регионов, а за супердорогими моделями едут и из более дальних краев. При выборе клиентом автосалона на первое место вышел уровень цен это важно для 56% клиентов. В провинции, наверное, критерий звучал бы иначе: здесь клиент выбирает марку с подходящей ценой, а потом идет в тот единственный салон, где эта марка продается. Репутация автосалона (она важна для 43% клиентов) и предлагаемые кредитные предложения (33%) это второе и третье места рейтинга критериев. Выбирая банк, чтобы взять кредит, 63% клиентов ориентируются на номинальную ставку. Считать реальные расходы покупатели машин еще не научились, говорит С. Силантьев. Размер комиссии за кредитование учитывают 17% заемщиков, а отсутствие платы за рассмотрение заявки вообще почти никого не интересует. Зато 46% заемщиков хотят брать кредиты в известных банках с хорошей репутацией. У банкиров это вызывает улыбку: ведь это банк дает вам деньги, а не вы банку, так что же беспокоиться о его репутации? Но такая логика здесь не действует: люди хотят иметь дело с банками-брэндами. Неудивительно, что при выборе банка, предоставляющего кредиты на покупку автомобиля, 61% клиентов спрашивают совета у родственников и друзей.

Однако разнообразие банковского рынка дает возможность всем получить требуемое. По словам начальника кредитного управления Русского Южного банка Натальи Заборьевой, в ее банк обращаются те, для кого важна близость банка, скорость рассмотрения заявки и другие особенности, которые может предложить именно региональный банк. Таких людей немало: для 12% клиентов, как показало исследование, важна именно скорость оформления заявки. В Волгограде автокредитованием занимаются 9 банковских учреждений, и среди них только один региональный банк. Системы оценки рисков у них разные: у половины стандартная (оценка платежеспособности по справкам о доходах), у второй половины экспресс-методика (без справки, по письмам с работы, оценке имущества и т. д.). Один филиал банка использует обе, плюс скоринг: оценка за 15 минут, путем заполнения анкеты-заявления. Ставка кредита колеблется от 9 до 20% годовых. Директор по развитию компании «Волга-Раст» Андрей Бородай сказал «ДП», что от 30 до 70% машин в разные месяцы компания продает именно в кредит. За автомобилями дороже 400-500 тысяч рублей покупатели приходят со ссудами от банков. Колебания зависят не столько от времени года, сколько от субъективных факторов, например, активности тех или иных банков. Алгоритм почти всегда одинаков: клиент приходит в салон, выбирает машину, а уж потом начинает искать банк с приемлемой кредитной программой. Случаи, когда клиент выбирает банк, берет кредит, а уж потом идет в салон с деньгами, это исключение. У салонов «Волга-Раста» есть партнерские отношения с банками, и критерием успешности сотрудничества здесь считают скорость оформления и выгодность условия для клиентов. Несмотря на быстрый рост рынка автокредитования, у него огромный потенциал: уровень проникновения услуги на рынок в России составляет 26%, а, например, в Турции и Бразилии 60%, в Индии 70%, не говоря уж о США с их 90%. Оценив перспективы рынка таким образом, Альфа-банк начал свою программу автокредитования только в 2006 году и рассчитывает к концу года занять 2,5-3% рынка. Интересно, что спрос на автокредиты в «Альфе» не совпадает с рейтингом популярности марок. Больше всего денег взяли в этом банке на покупку машин ВАЗа: почти в 2,5 раза больше, чем на покупку второй по востребованности марки Toyota. Замыкают этот своеобразный рейтинг Lexus, Audi, Ford, Mercedes и Daewoo с очень похожими по суммам показателями. В сумме это примерно столько же, сколько взяли поклонники «Лады».

Анна Степнова