Чёрствые «корочки»

Тема совместного заседания волгоградских отделений политических клубов партии «Единая Россия», посвящённого обсуждению послания президента РФ Дмитрия Медведева, - «Забота о будущих поколениях - основа президентского Послания-2010». На самом деле дискуссия сосредоточилась на роли образования в обществе и роли государства в образовании. Хотя дискуссии как таковой не получилось: спорить с тем, что образование у нас в загоне, никто не стал. На заседании представители высшей школы постарались показать политикам, насколько неблагополучна ситуация в этой сфере и как мало внимания ей на самом деле уделяется. Впрочем, речь шла не только о высшей школе.

Что заказывает государство

Заседание проходило в учебной аудитории Волгоградского государственного университета. Именно здесь и в эти дни Волгоградское отделение либерально-консервативного клуба «4 ноября» планировало обсудить проблемы образования. Президентское послание несколько изменило планы: расширились аудитория и тематика. Депутаты оказались в гостях у учёных, и, видимо, поэтому больше слушали, чем говорили сами. Хотя было много сказано о том, что послание президента основано на предложениях «Единой России», учитывает многие партийные инициативы, беспартийная часть аудитории не позволила свести разговор к тому, что «Единая Россия» делает всё правильно, а президент её слушает и поддерживает. После приветственных слов председателя областной думы, сопредседателя отделения клуба «4 ноября» Владимира Ефимова выступил член совета клуба, завкафедрой ВолГУ д. и. н. Иван Курилла. - За последние годы количество людей с дипломами существенно возросло, однако качество высшего образования неуклонно снижается, - сказал он. Причину девальвации высшего образования И. Курилла видит в увеличении набора: поскольку вузы получают деньги за количество, а не качество студентов, то даже откровенно не успевающих стараются не отчислять. Многие вузы живут за счёт студентов-договорников. Поэтому в университеты берут с такими знаниями, с какими 20 лет назад поступить было бы невозможно. Падает и качество преподавания: зарплаты в образовании ниже, чем в среднем по стране, поэтому наиболее перспективные выпускники в науку не идут, туда пошли середнячки. По мнению И. Куриллы, государство должно быть заказчиком кадров не только для государственной службы, но и для других отраслей, поскольку в этой сфере общество поручает государству выступать от его лица. Однако все попытки государства улучшить положение в высшей школе сводятся к расширению и ужесточению пошагового контроля, что качеству образования никак не помогает. Не видна роль и региональной власти, которая могла бы сделать университеты своим приоритетом, как поступили в Белгородской области: активная позиция администрации региона позволила Белгородскому университету занять хорошие позиции в табели о рангах высшей школы России, хотя двадцать лет назад о таком вузе никто и не слышал. Туда уезжают преподавать из других городов России, в том числе из Волгограда. Об этом говорили и на предыдущем совместном заседании клубов в ноябре: если образование - это ресурс для нашего будущего развития, власти должны заниматься его проблемами. - Если кардинальных перемен не будет, то уровень российских вузов будет падать. Точка невозврата ещё не пройдена, но мы уже подошли к ней, - сказал И. Курилла.

Чему учить, зачем учить

О том же говорил и представитель Центра социально-консервативной политики д. ф. н. Александр Стризое: он тоже привёл в пример Белгородский университет, убеждая, что региональная власть должна больше заниматься проблемами высшей школы, объединяя усилия вузов. Кроме того, он считает, что и «Единая Россия» должна поставить вопрос о качестве работы Минобразования, о компетентности работающих там людей, к деятельности которых в последнее время накопилось слишком много претензий.

- В послании президента ясно сказано, что значительная часть бюджетных средств должна выделяться на исследовательские проекты региональных университетов. Что это значит для нас? Это постановка вопроса о конкурентоспособности волгоградских вузов. Ректор Волгоградского медуниверситета решил эту проблему, и его вуз занимает лидирующие позиции среди других медицинских вузов. Но для других волгоградских вузов она не решена. Опыт Белгорода - это жёсткая поддержка губернатора, который, не скрывая этого, лоббирует интересы университета, - говорит А. Стризое. - Я не намерен тянуть одеяло на себя, настаивая на поддержке именно госуниверситета, но я считаю, что университет требует больше внимания региональных властей. По его мнению, этот вопрос должна поставить «Единая Россия», потому что без поддержки на всероссийский уровень местному образованию не пробиться. Не менее критичным было выступление члена совета клуба «4 ноября», директора НИИ общественных и гуманитарных наук ВАГС, к. ф. н. Виктора Пилипенко. Он считает, что в стране нет целостного и системного подхода к образованию: вузы отдельно, ссузы отдельно, школы отдельно, дошкольное образование отдельно - и рынок труда совсем отдельно.

- Конкуренция вузов за бюджетные деньги и рост числа студентов приводит к войне всех против всех, и результат не известен никому: мы не имеем статистики, показывающей общую картину востребованности рынком обученных специалистов. Создать такую систему вполне возможно на региональном уровне. Реформам в образовании он не нашёл доброго слова. Введение ЕГЭ привело к тому, что в старших классах школьников перестали учить, там занимаются тупой дрессировкой, натаскиванием на сдачу ЕГЭ. Это прямой вклад в деградацию образования. «Обучающиеся по такой системе дети не станут теми политически активными гражданами, о которых в своём послании говорил президент», - прогнозирует В. Пилипенко. Из-за чрезмерной бюрократизации образования в ней остаётся всё меньше места талантливым специалистам, которые на самом деле могут модернизировать страну. Стандарты качества образования спускаются сверху, а снизу никакой обратной связи не поступает: никто не знает, насколько предметы содержательны, а специальности востребованы. Введение Болонской системы двухуровневого образования (бакалавриат и магистратура) по России шагает в то время, когда в Европе она уже потеряла актуальность. Там вводили эту систему для того, чтобы дать возможность молодёжи учиться в нескольких вузах одновременно, облегчить студентам перемещение из страны в страну, что имеет смысл при открытых границах, а зачем это нужно России - до сих пор не известно. Введение же рейтинговой системы оценок знаний не даёт, по его мнению, вообще ничего, кроме сложностей для преподавателей, вынужденных высчитывать баллы вместо выставления понятных всем двоек и пятёрок. В. Пилипенко считает, что депутаты Волгоградской областной думы должны поставить этот вопрос перед коллегами в Госдуме. Генеральный директор финансового брокера «Август», к. э. н. Карэн Туманянц, преподающий в ВолГУ, помянул коррупцию в высшей школе, что вызвало негативную реакцию проректора ВолГУ д. э. н. Василия Тараканова: а вы ставите оценки за деньги? В зале недовольно зашумели, потому что отрицать факт коррупции в высшей школе уже невозможно, криминальные сводки тому подтверждение. К. Туманянц же говорил о том, что спроса на знания нет, есть спрос на «корочки», да и тот, видимо, связан с тем, что на госслужбу без диплома не берут, хотя в негосударственном секторе отсутствие диплома карьере не препятствует. Для него самого как для работодателя диплом даже самого престижного вуза не значит ничего. Поэтому, по его мнению, проблемы высшей школы могут быть решены только с появлением реального спроса на знания, тогда студенты будут выбирать вузы не по тому, где легче учиться и меньше платить, а где дадут лучшие знания, - тогда решатся и все нынешние проблемы с обратной связью, учебными планами и так далее.

Дети против

Про высшую школу ещё много было сказано, но на ней проблемы образования не заканчиваются, а начинаются точно не в ней. Руководитель фракции «Единая Россия» в Волгоградской областной думе Сергей Булгаков предложил не забывать о средне-специальных учебных заведениях, потому что в регионе, как и в стране в целом, не хватает профессиональных рабочих, специалистов среднего звена. По мнению заместителя главы администрации области Нины Черняевой, говорить нужно не только об образовании, но и о трудоустройстве: на селе не хватает врачей и учителей, хотя выпускается их из вузов немало, и это проблема, заслуживающая в том числе и законодательных мер. Такую меру предложил уполномоченный по правам человека в Волгоградской области Валерий Ростовщиков: строить на селе жильё для медработников и прямо так и писать на самом доме. В один год проблему не сдвинуть, это дорого, но если поставить такую цель - за 5-10 лет решить её можно. Отдельный блок дискуссии был посвящён дополнительному образованию. Эту тему подняла член совета волгоградского клуба «4 ноября», доцент Института художественного образования Волгоградского педуниверситета к. и. н. Татьяна Гафар. Дополнительное образование - это не просто творческое развитие, но и система ранней профориентации, дающая возможность более осознанного выбора профессии. Школа не даёт возможности реализовать себя в творчестве - будь то художественное творчество или интересы в естественнонаучной, изобретательской деятельности.

- Это инструмент формирования креативного класса, которого нам так сильно недостает и за который нужно бороться, в том числе и для того, чтобы повышать престиж своей территории, - говорит Т. Гафар. Положение с дополнительным образованием в Волгограде она назвала некрасивым - главное учреждение этой сферы, Детско-юношеский центр Волгограда уже пять лет закрыт: «На этом фоне цитировать послание президента просто больно. Там говорится, что все дети должны иметь возможности развития своих способностей». А в Волгограде мы наблюдаем деление социальной, культурной сферы на городскую и областную. К чему это приводит? - Коллектив муниципального ДЮЦа ютится по подвалам и другим неприспособленным помещениям, надеясь, что здание когда-нибудь вернут, но в это время на здание начинают претендовать уже другие дети, потому что областные власти теряют здание филармонии, и тем, кто там занимался, деваться некуда. Областная и городская культура делят между собой жалкие крохи, которые у них ещё остались, и это становится поводом для всяческих политических спекуляций. Говоря о детях, мы должны помнить, что у них должны быть условия и для развития, а не только для кормления, - завершила Т. Гафар. Её позицию поддержал В. Ростовщиков, сказавший, что депутаты часто поднимают вопросы оплаты труда школьных учителей, а педагоги, работающие в системе дополнительного образования, остаются вне поля зрения. Председатель регионального совета сторонников партии «Единая Россия», депутат Волгоградской городской думы Андрей Горбанов попытался спорить, говоря, что в Волгограде на муниципальном уровне многое делается такого, что стоило бы продвигать и пропагандировать на всю страну, - например, программу совета сторонников по повышению финансовой грамотности школьников, использование иппотерапии для лечения детей, больных ДЦП. Однако директор Волгоградского филиала Института региональной экономики и социального проектирования к. э. н. Дмитрий Грушевский сказал, что корень наших проблем кроется в целеполагании: до нас не дошёл тот процесс, который развернулся в Европе при замене церковного образования светским, и мы не определили - кого же мы хотим воспитать. А если, как говорит Д. Грушевский, мы поставим себе цель воспитать гражданина, способного самостоятельно принимать решения и нести за это ответственность, всё встанет на свои места: мы будем думать сами, а не ждать, пока подумает премьер-министр, мы не будем вводить Болонскую систему, а придумаем свою - и так далее.

Держать политику в тонусе

Доцент ВолГУ, к.ф.н. Вячеслав Шевченко внёс очень интересное предложение. Он сказал об очень низкой квалификации школьных учителей. Вследствие этого 80% участников олимпиады по обществоведению в ВолГУ (а это около 500 школьников), отвечая на вопрос, кто является источником власти в Российской Федерации, сказали: президент РФ. И он же для них является носителем суверенитета страны.

- В послании президента есть пункт о создании центров переподготовки учителей в ведущих вузах страны. Идя по теории малых дел и личной ответственности, предлагаю создать такой центр в ВолГУ и преподавать учителям основы общественных наук. Это не потребует денег, нужна инициатива от властей, организационные решения, чтобы учителя после этой переподготовки получали какие-то сертификаты. Мы же готовы привлекать лучших специалистов. В финале заседания очень эмоционально выступил заместитель председателя областной думы Владимир Овчинцев. Как человек, который много лет возглавляет областную организацию Союза писателей России, он не может не переживать за то, что происходит с культурой и образованием в области. Речь, в частности, о том, что по решению суда область передаёт Росимуществу здание филармонии, теряя одну из двух концертных площадок и помещения, в которых художественным творчеством занимались в том числе и дети. По его мнению, и политикам, и общественности пора вмешаться, иначе мы потеряем даже то немногое, что у нас есть. Подводя итоги, Владимир Ефимов сказал, что всё сказанное - записано, и вовсе не для того, чтобы передать в Москву отчёт о проведённом мероприятии: «Это реальная помощь законодателям в том, чтобы отреагировать на посылы общества. Нам действительно стоит провести инвентаризацию, ревизию законодательных актов на предмет их соответствия требованиям общества». И ещё он готов признать, что денег на культуру и образование надо тратить во много раз больше. Сейчас же в областном бюджете 2011 года на культуру отводится сумма в пределах 1% всех расходов. Что же требуется, например, от актива клуба «4 ноября», чтобы областная дума, «Единая Россия» всерьёз занялись гуманитарной проблематикой? - Держать нас в тонусе такими публичными дискуссиями, как сегодня, - ответил В. Ефимов. - Мы вам за это благодарны. В январе политические клубы соберутся вновь, чтобы обсудить проект федерального закона «Об образовании».

Анна СТЕПНОВА, сопредседатель Волгоградского отделения клуба «4 ноября»