Возьмём, к примеру, бутылку водки

Критическая ситуация с региональным бюджетом подвигает областную власть искать новые источники доходов. Но есть и старые: не работает такой мощный поставщик бюджетных денег, как Волгоградский ликёроводочный завод, и вообще не работает ни один производитель алкоголя. Попытки возродить ЛВЗ обещают дать результаты только весной будущего года. Хотя алкогольная отрасль с её акцизами чуть ли не самая прибыльная для бюджета.

Не дешевле, но своё

Сегодня в Волгоградской области не работает ни одно предприятие по производству алкогольной продукции. Вот уже 1,5 года как остановил производство ведущий местный производитель алкоголя - Волгоградский ликёроводочный завод, знаменитый ЛВЗ. Его закрытие случилось весной 2008 года, когда экономическим кризисом ещё и не пахло.

- Предприятие ФГУП «Росспиртпром» имеет очень большую задолженность по акцизам перед областным бюджетом, - пояснил заместитель главы Волгоградской области Анатолий Бровко. - Это и было причиной остановки завода. До закрытия завод был существенным источником пополнения регионального бюджета, ежегодно оплачивая только акцизы на сумму около 300 млн рублей. В 2002-2003 годах блистал на местном рынке весьма популярной продукцией. Продуктовая линейка завода включала семь локальных и два общефедеральных брэнда, планировали запустить ещё один локальный брэнд «Казачий круг». Завод неоднократно участвовал во всероссийских выставках и поддержал проект производства недорогой «народной водки», инициированный его владельцем - ФГУП «Росспиртпром». По проекту цена бутылки водки не должна была превышать 65 рублей.

По словам руководителя департамента потребительского рынка администрации Волгограда Дмитрия Семененко, рынок Юга России заполнен в основном или дорогой, или не очень качественной, или просто поддельной алкогольной продукцией. Например, осетинские или дагестанские марки часто подвергались недобросовестному клонированию, в то время как волгоградский ЛВЗ производил качественную и доступную по цене алкогольную линейку. Объёмы производства в последние годы росли, появлялись новые серии продукции. Не было проблем и со сбытом товара.

- Продукция ЛВЗ всегда пользовалась спросом у покупателей, - рассказал директор ООО «Тамерлан», ТС «Пятёрочка» Андрей Пелогейко. - По логике местный алкоголь должен быть дешевле привозного, так как в его цене отсутствует логистическая составляющая. Наш не был дешевле, но его всё равно брали.

- Администрация города всегда поддерживала предприятия с точки зрения реализации их продукции, - прокомментировал Д. Семененко. - Проводились разного рода мероприятия по стимулированию сбыта - дни качества, презентации, руководителей предприятий приглашали к участию в выставках, организовывали их встречи с сетевыми магазинами. Но сейчас в государственной монополии ФГУП «Росспиртпром» собственники, видимо, никак не могут определиться, нужна им водка или нет.

Ещё до закрытия ЛВЗ, в 2007 году, у завода появился сильный конкурент. Винодельческий завод «Волгоградский» выкупила российская группа компаний «Алкогольные заводы ГРОСС», провела модернизацию, сменила ассортимент, переименовала завод в «Южную Винно- Коньячную Компанию» и планировала выпускать водку, вино и коньяк, предварительно вложив в производство около 12 млн евро. Но руководство то ли не сумело определиться с рынком, то ли поддалось мировому кризису, но в начале этого года предприятие закрылось.

Возрождать или нет?

Пищевая отрасль считается наиболее благополучной и менее подверженной кризису. Почему же производители алкоголя стоят без признаков жизни?

- Не всё зависит от внешних условий, - считает Дмитрий Семененко. - Есть также внутренние моменты, например, управленческие решения. И если собственник неэффективно управляет предприятием, что тут сделаешь? Нужен ли вообще Волгограду собственный алкоголь, вопрос риторический. Если он был раньше, почему бы не быть и сейчас? ЛВЗ производил качественные и известные водочные марки, в том числе сувенирную продукцию, которая пользовалась популярностью у волгоградцев и иногородних гостей. Предприятие обеспечивало рабочие места и налоги, а качество производимой продукции можно было контролировать непосредственно на месте, в процессе производства, а не после закупки и поставки в регион, как это делается с другими производителями. Наконец, любое производство благотворно сказывается на экономике региона. Вопрос лишь в том, насколько оно эффективно? По его словам, администрация Волгограда выступает за восстановление завода, и если найдутся какие-то виды участия, будет рада помочь. Как рассказал вице-губернатор Анат олий Бровко, этот вопрос сильно беспокоит губернатора, и он принял ряд мер для того, чтобы возобновить работу ЛВЗ как ведущего производителя региона. Николай Максюта неоднократно письменно и устно общался с министром сельского хозяйства, министром промышленности и торговли на предмет получения содействия со стороны федеральных властей, а с директором ФГУП «Росспиртпром» обсуждал нюансы восстановления завода.

- Возродить ЛВЗ возможно: команда сохранена, специалисты не разбежались, сырьё в регионе имеется, - считает Анатолий Бровко. - Но сейчас у директора просто связаны руки: он юридически не имеет права запустить завод. На сегодняшний день «Росимущество» ведёт процедуру акционирования этого предприятия, которая должна закончиться в середине января. После этого полномочия по возобновлению работы завода перейдут ФГУП «Росспиртпром». Но сегодня запустить завод - это не значит просто нажать кнопку. После длительной остановки ему необходим капремонт, а также получение ряда лицензий. Поэтому предположительно ЛВЗ вновь заработает не раньше марта-апреля следующего года.

Впрочем, последнее слово всегда остаётся за потребителем. Можно предположить, что с его точки зрения иметь местную водку не обязательно, ведь он не обязан покупать именно её. Но если бы волгоградский алкоголь всё же вернулся на прилавки магазинов, возможно, создал бы серьёзную конкуренцию иногородним производителям.

- Рынок алкогольной продукции достаточно подвижен: отсутствие продукции неработающего завода перекрывается продукцией других поставщиков, - сказал Андрей Пелогейко. - Но если один из местных заводов заработает, больших изменений для розничной торговой сети я не предвижу. Потребитель сам сделает выбор, и если он будет в пользу местного алкоголя, то иногородние марки будут частично замещены местными. Думаю, волгоградцы вполне могут прожить без местного алкоголя, но с точки зрения экономической выгоды для региона, он, конечно, нужен.

Анастасия КУВШИНОВА