«Избрать нельзя назначить»

Ситуацию с выборами в Волгограде комментирует председатель областной избирательной комиссии Геннадий ШАЙХУЛЛИН:

- В результате прекращения полномочий мэра Волгограда Е. Ищенко городской совет Волгограда должен принять его заявление об отставке как юридический факт (будучи не вправе не согласиться с отставкой) и определить дату выборов (то есть назвать день голосования, но не назначить сами выборы, объявив тем самым официальный старт избирательной кампании, юридически это разные процедуры). Однако при определении даты выборов возможны варианты.

1. Сценарий «Выборы будут»

В соответствии с федеральным законом о выборах досрочные выборы мэра Волгограда должны быть проведены не позднее 6 месяцев со дня прекращения его полномочий (то есть с 25 октября дня официальной регистрации его заявления об отставке в канцелярии мэрии). Крайний срок дня голосования 22 апреля 2007 года. Норма областного закона о выборах в органы местного самоуправления (п. 2 ст. 10, 1053-ОД) предписывает провести их не позднее трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий главы. Эта норма противоречит норме федерального законодательства. Однако норма ФЗ имеет высшую силу по отношению к норме областного закона. Законом установлен период подготовки к выборам в диапазоне 80-90 дней со дня их назначения. И днем голосования на выборах мэра Волгограда правомерно определить одно из непраздничных воскресений от 21 января до 22 апреля 2007 года. Возможно, целесообразно провести выборы весной, а датой выборов назвать 11 марта 2007 года единый день голосования в стране. В этот же день должны состояться выборы депутата городской думы по свободному избирательному округу 27 (округ П. Карева, добровольно сложившего полномочия), а также ряд выборов в сельских районах области. На наш взгляд, весенние выборы удобны и для избирателей, и для организаторов.

2. Сценарий «Выборов не будет»

Как известно, с 1 января 2007 года может вступить в силу закон, позволяющий назначать мэров городов-административных центров и столиц субъектов РФ. В Госдуму внесен законопроект, корректирующий ряд норм федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Предлагается опустить местное самоуправление с уровня крупных городов на уровень внутригородских территорий. Это открывает возможность наращивания вертикали власти. Парламентские наблюдатели увидели в этой инициативе возможность для назначения мэров столичных городов. Регулирование вопроса о том, на каком уровне будет осуществляться местное самоуправление в административных центрах субъектов федерации, авторы предлагают отнести к полномочиям этих субъектов. В случае принятия поправок до момента назначения выборов правовая необходимость организации выборов мэра Волгограда может быть нивелирована. Но такой сценарий станет возможным лишь после того, как вступит в силу уточняющий закон (либо иной нормативный акт) Волгоградской области, определяющий альтернативный юридический порядок назначения мэра Волгограда (на его разработку тоже понадобится время). Таким образом, сегодня политический и избирательный процессы в Волгограде сплелись в формулу «избрать нельзя назначить», запятую в котором поставит городской парламент. Если депутаты успеют до вступления в силу нового закона назначить выборы мэра, то, вероятно, горожане будут избирать главу Волгограда. Если не успеют, тогда будущего мэра назовет губернатор в рамках нового правового механизма, утвержденного областной думой.