Коллективный некролог

В послании президента искрой промелькнула мысль, которую я сочла лишь фигурой речи: «Органы власти не должны быть владельцами заводов, газет, пароходов. Каждый должен заниматься своим делом». Чуть позже помощник президента Аркадий Дворкович объяснил, что это прямое задание избавляться от всего, что не является необходимым для исполнения управленческих функций. Песчаные карьеры и средства массовой информации этим функциям не соответствуют. Едва закончилось оглашение послания, как в Волгограде уже пошла дискуссия.

«Активно обсуждаемый в Волгоградской области проект создания при администрации региона медиа-холдинга «Волга-медиа» может быть закрыт, так и не начав реализовываться», - прогнозирует интернет-проект Polit:RUS, считая, что создание госхолдинга пойдёт вразрез с позицией президента России. Следом появился комментарий председателя областного комитета по печати и информации Александра Южного, адресованный владельцу портала В. Арькову: «Виталий, расслабься. Речь как раз и идет о том, что все ГУ должны быть ликвидированы (акционированы, приватизированы и т. д.). В этом смысле ОАО «Волга-медиа» вполне в духе послания. То есть контроль государства останется, а форма собственности вполне коммерческая. В любом случае, это важный шаг на пути реформирования отрасли и самих ГУ, судьба которых, теперь, после послания, думаю, точно решена». Бюджетные средства будут направляться во «вполне коммерческую» структуру это интересно. Но ещё интереснее что считается эффективностью этих расходов, которые, как известно всем интересующимся бюджетным процессом в регионе, в 2011 году заметно увеличиваются. В последние годы вялотекущая дискуссия о неэффективности расходования направляемых на содержание принадлежащих области СМИ то вспыхивала, то угасала. В сущности, в основе дискуссии лежит поиск ответа на один вопрос: финансирование СМИ - это поддержка информационного поля или создание комфортной для власти ситуации? В первом варианте мы соглашаемся, что выпуск качественного (не развлекательно-рекламного) СМИ на основе самоокупаемости, без вливаний извне невозможен. Во втором признаём, что содержание принадлежащих власти СМИ - это плата за удобство в работе с ними: не надо придумывать информационные поводы, создавать условия для работы журналистов, ладить с ними и заинтересовывать собой, можно просто давать указания. К руководству конкретных подразделений администрации вопросов нет: оценка работы чиновника и его влияние напрямую зависят от размера контролируемых и осваиваемых им ресурсов, поэтому областной КПИ, добивающийся увеличения ассигнований на свою отрасль, заслуживает всяческих похвал: как чиновники они успешны. А как с эффективностью расходов?

Возьмём для примера «Вечерний Волгоград». На что расходуются направляемые на эту газету средства? С учётом качества контента, тиража и прочих фактов, которые не выделяют это издание на рынке среди ему подобных, - бюджетные деньги расходуются на комфорт редакции или, может быть, даже на комфорт руководства этого предприятия. Газета «Молодой»? Можно ли сказать, что бюджетные вливания сделали это издание современным, популярным среди молодых волгоградцев?.. Перемены, которые обещаны «Молодому» с будущего года, показывают, что ответ знает и власть: газета уходит в интернет (поближе к целевой аудитории), будет меняться содержание. Cоздание холдинга «Волга-медиа» преследует те же цели: перемены в управлении принадлежащими области СМИ назрели так давно, что сыплются с ветки, как перезрелые яблоки. В уходящем году на втором этаже областной думы появился стенд, на который выставляли районные газеты. Каждый раз, проходя мимо, я набирала пачку свежих районок, два-три десятка. Что почитать - находилось в одной-двух. Остальные были феерически унылы и по форме, и по содержанию. Неудивительно, что выставлять их перестали, слишком уж очевидно этот стенд свидетельствовал о деградации отрасли. И эти издания получают дотации из бюджетов. На что? На публикацию телепрограмм? На извещения о том, что «вот уже восемь лет нет с нами нашего дорогого...» (это, кстати, популярная тема в районках, отчего они - если смотреть пачкой - напоминают коллективный некролог). Для этого им нужны бюджетные деньги? Это и есть информационное поле региона? Естественно, что декларируемой целью создания холдинга «Волга-медиа» как раз и является улучшение качества этих СМИ.

Но прикол-то в другом. Существующие (пока ещё) частные СМИ по определению должны быть эффективны настолько, чтобы зарабатываемых каждой такой газетой хватало не только на неё саму, но и на парочку районок, которые получат субсидии из уплаченных частниками налогов. Привлекательность частника для читателя и рекламодателя должна быть намного выше! За счёт чего? Учебники маркетинга учат - за счёт уникальности торгового предложения. Надо заметно отличаться от СМИ, комфортно сидящих на бюджете. Чем? Только тем, что недоступно этим бюджетным конкурентам. Критикой власти. Это и будет конечной целью выстраивания информационного поля региона. Как вам такая схема? Жду опровержений на dpmg@mail.ru.

Анна СТЕПНОВА