Дворы - в асфальт

Фракция партии «Единая Россия» в Госдуме собрала в Москве совещание, на котором обсуждали, как реализовать проект «Новые дороги - городам России». В совещании принимали участие представители многих регионов, в их числе был и председатель комитета по бюджету, налогам и сборам Волгоградской городской думы Михаил Девятов - как координатор этого партийного проекта в Волгограде. Каким образом будут потрачены 762 млн рублей, выделяемые федеральным правительством на дороги областного центра, Михаил ДЕВЯТОВ рассказал «ДП»:

- Совещание началось с того, что председатель Госдумы Борис Грызлов огласил результаты интернет-опроса, в котором россияне оценивали качество дорог в своём регионе. Он назвал всего два показателя - лучший и худший. 62% жителей Белгородской области считают, что в регионе хорошие дороги. А другая крайность - мы: всего 1% жителей Волгоградской области считают дороги хорошими. Вот такая народная независимая экспертиза. В будущем году у нас появляется возможность поправить положение. Партийный проект «Единой России» действует с 2007 года. В его рамках городам России выделялись деньги на дорожное строительство и капремонт в размере от 500 млн до 1 млрд руб. В этом году по инициативе фракции «ЕР» в Госдуме (другие фракции её не поддержали) в рамках проекта городам и регионам выделено 34 млрд рублей на капремонт дорог. Распределяются эти средства по городам пропорционально численности населения. На совещании мы узнали, что выделяемые городам деньги делятся на две части. Две трети суммы пойдут на внутриквартальные дороги и подъезды к многоквартирным домам, а треть - на капитальный ремонт дорог общего пользования. И пойдут эти средства из двух источников: за первые отвечает Минрегионразвития, за последние - Минтранс. Обоснование достаточно простое и понятное: каждое утро и каждый вечер горожане сталкиваются с проблемами прямо у порога дома, и волгоградцам это тоже хорошо знакомо, у нас есть дворы, которые выглядят, как после бомбёжки.

На совещании нас просили очень внимательно поработать с каждым двором, выявить те, где самые плохие условия. Поскольку это партийный проект, депутатам, членам фракций «Единой России» поручено заняться этим обследованием. Вторая задача, которая нам поставлена, - взять под контроль качество этих работ. Ответственность за результат возложена на нас - депутатов, членов фракции «Единой России». Задача непростая не только на стадии проектирования: для внутридворовых территорий это большие средства, и освоить их будет сложно, об этом тоже говорили на совещании. Федеральная власть это понимает, поэтому поступление средств будет максимально ускорено, чтобы не получилось так, что основные работы отложатся на конец года. Когда в первом чтении принимался этот документ, о внутриквартальных дорогах речь не шла совсем. Поэтому администрация Волгограда составила свои предложения, исходя из того, что все выделяемые средства пойдут на капремонт дорог общего пользования. Так появился список 100 дорог, которые будут отремонтированы в 2011 году. Необходимо было не просто составить перечень, но и объявить конкурс на проектирование, а затем готовые проекты утвердить в Минтрансе. Теперь этот список придётся менять, из ста дорог останется треть. Но не в буквальном смысле - по названиям улиц, а по протяжённости. В ближайшие две недели нам придётся составить этот список заново. И ещё один важный момент. Направляя эти средства городам, федеральная власть предлагает нам позаботиться о том, чтобы в местных бюджетах одновременно предусмотрели возможность и другого благоустройства - освещения, устройства детских площадок, установки малых архитектурных форм. К сожалению, при рассмотрении областного бюджета на будущий год нам вновь не удалось объяснить областным финансистам, что нельзя при оценке состояния межбюджетных отношений плюсовать все доходы - и налоговые, и неналоговые, и трансферты из федерального и регионального бюджетов. Последние предоставляются местным бюджетам на осуществление федеральных и региональных полномочий, что никак не влияет на решение собственно городских проблем. Причём обслуживание этих трансфертов требует дополнительных расходов из бюджета муниципалитета. Бюджет области не предусматривает средств на строительство, ремонт и содержание дорог в Волгограде. Латошинский путепровод находится в аварийном состоянии. Для того, чтобы закончить строительство тоннеля под железной дорогой на ул. Тулака, нужно около миллиарда рублей, а город из своего бюджета может выделить по 30-40 млн в год. Как он нужен городу - говорить незачем: сейчас южная и центральная части города соединяются только по одной улице - 2-й Продольной магистрали. Если бы на такие объекты выделялось в год по 200-300 млн, многие проблемы можно было бы решить.

На совещании в Москве многие представители регионов говорили о том, что для крупных городов идущий через них транзитный транспорт - больной вопрос. Нам обещали, что будет рассмотрена возможность возвращения к программе строительства обходных дорог, которая была свёрнута в связи с кризисом. 3-я Продольная, тоннель под Тулака, развязки на 2-й и 3-й Продольной - это темы, которые мы не оставляем. У нас готовы проекты на 1,5 млрд рублей - это уже обоснованные затраты. В рамках проекта «Новые дороги городов России» мы провели круглый стол по проблеме парковок. Этой теме, как и организации безопасности дорожного движения, уделяется большое внимание. Пришли к тому, что необходимо готовить комплексную муниципальную программу развития парковочного пространства, в которую будет входить, например, выделение мест под строительство многоэтажных парковок - это инвестиционный проект, который окупается. Кроме того, нам, очевидно, придётся пойти по пути многих крупных городов, от этого никуда не денешься, - вводить ограничения по въезду и парковкам, по длительности парковок на некоторых территориях. Действующее законодательство не позволяет брать плату за парковку на муниципальной земле, однако это могло бы стать решением проблемы на многих городских территориях. В рамках проекта, о котором мы сейчас говорим, решение проблемы парковок даже во дворах не предусмотрено. Если в документе записано, что мы ведём ремонт, значит, это ремонт в существующих рамках - от бордюра до бордюра. Обустройство парковочных карманов в эти рамки не вписывается, потому что это уже не ремонт, а реконструкция. Поэтому нам надо подумать о том, как помочь тем ТСЖ, которые готовы решать эту проблему самостоятельно. Такие предложения есть: за счёт средств инвесторов (а в этой роли выступают члены ТСЖ, то есть сами жильцы) построить подземные гаражи, а затем вернуть на место всё, что на этом месте прежде было - детские, спортивные площадки и так далее. В городе есть жилой комплекс «Голицыно» - там над подземным гаражом теннисный корт и футбольная площадка. Мэр дал задание комитету по земельным ресурсам с особым вниманием относиться к таким инициативам. Но, конечно, такие затратные проекты лучше начинать ещё на стадии строительства. Самое простое, что сегодня могут сделать жильцы многоквартирного дома, - это разметить парковочные линии, потому что упорядоченная постановка позволяет разместить на 15-20% машин больше.