Зависеть от царя, зависеть от народа

Этика в сфере бизнеса, политики, в СМИ, новые моральные ориентиры в семейных отношениях - всё это уже было предметом дискуссий в «ДП». Продолжая серию публикаций на эту тему, газета пригласила к разговору людей, хорошо разбирающихся в искусстве - и не только. Вела дискуссию главный редактор «ДП» Анна Степнова.

За 5 минут до минуты славы

- Может ли искусство способствовать формированию моральных ценностей?

О. Иншаков: Должно. Искусство как высшая форма человеческой деятельности стало измерителем уровня развития общества. А раз так, искусство должно нести в себе высшие идеалы. Или утверждать нормы морали, или разрушать устаревшие. Как оно это делает? Проект фонтана Андрея Выстропова «За 5 минут до любви» - вполне нравственное искусство, мирное, зовущее молодёжь к нравственному поведению в личных отношениях. У нас в городе очень мало памятников мирных, зовущих к нравственным идеалам не силовым способом, показывая, как этих идеалов можно достичь. Конечно, искусству самому нужны ориентиры, потому что художники - такие же, как мы все, у них есть свои заблуждения. Но большей частью, как мне кажется, это искренние заблуждения, естественные в творческом процессе.

А. Выстропов: Искусство всегда пыталось совершенствовать нравы, но без результата. Искусство развивается, а нравственность падает.

В. Патрик: Если художник не поддержан властью, его творчества никто не увидит. Власть даёт политическое обоснование тому, нужен ли этот образец творчества или нет. С группы «Штурман Жорж» начался выход волгоградских музыкантов этого жанра на всероссийский уровень. Но, когда наши записи продавались от Калининграда до Владивостока, Волгоград никогда помощи нам не предлагал. Это никому не было нужно. Федеральные каналы показывают «Фабрику звёзд» и говорят - её нужно любить. И народ любит. Но истинно народных артистов, таких, как Юрий Лоза, не показывают и в качестве ориентира не представляют.

О. Иншаков: Давать ориентиры через СМИ мало. Надо начинать с детства, с примитивных форм творчества - рисунок, лепка, музыка... Это не станет профессией, но заложит основу. Я учился в музыкальной школе, ходил в изостудию, занимался хореографией, выступал в театре, всё это мне не понадобилось в профессии, но я в себе всё это несу. Помогаю учреждениям культуры, мне там интересно как зрителю. Но если у власти находятся люди, которые совершенно далеки от понимания этих видов деятельности, возникают серьёзные противоречия. Социальная сфера, в которую включено искусство, стоит в конце списка на получение денег. Хотя именно потребление предметов искусства определяет настроение и поведение людей. И когда власть мешает развитию искусства, она противодействует проникновению моральных, этических ценностей в повседневную жизнь.

В. Патрик: Культурой может руководить человек, далекий от искусства, если он хороший менеджер и умеет собрать вокруг себя понимающих людей.

О. Иншаков: Руководить предметом, в котором ты ничего не понимаешь, нельзя.

V.O.L.G.O.G.R.A.D. и другие

- Потребители искусства - культурные люди. Приходя в театр, любуясь живописью, слушая музыку, они лишь шлифуют своё нравственное чувство, но не приобретают его. Чтобы распространять образцы морали, искусство, очевидно, должно выходить за пределы привычной аудитории. Идти на улицу, в массы? Не случайно разговор сразу пошёл о памятниках... А как ещё?

О. Иншаков: Герб Волгоградской области не утверждён Геральдическим советом РФ, и мы не имеем права им пользоваться. Герб - это символ, идентифицирующий нас с местом, где мы живём, с его историей и традициями. Чем не образец? Автор проекта герба Владислав Коваль, который делал марки для английской королевы, - специалист высочайшего класса. В заключении Геральдического совета сказано, что работа Коваля - великолепный образец. Почему же мы целый год не можем провести этот герб через думу?

А. Выстропов: Есть люди, которые хотят сами быть авторами герба, поэтому работа Коваля раз за разом отодвигается под предлогом необходимости рассмотреть ещё какие-то варианты. Некоторые из них просто ужасны - например, городская стена, а из неё рука с мечом торчит.

О. Иншаков: Представьте себе, что на гербе Парижа появилась бы Эйфелева башня... Родина-мать - это памятник конкретному событию, он не отражает историю региона в целом.

В. Патрик: А как провели конкурс на создание гимна города? К каким конфликтам это привело, если конкурс решили провести заново? Между прочим, наша песня, которую так ругали за аббревиатуру V.O.L.G.O.G.R.A.D., стала неофициальным гимном города, её слушают и поют, заказывают на радио. И ведь нет других песен о Волгограде. Мой друг написал книгу о начале Великой Отечественной войны - я читал её запоем. Издал на свои деньги, принёс в Союз писателей, где ему сказали: ходят тут всякие... Когда-то СМИ соревновались в том, чтобы дать больше информации о культурных событиях. И мы чувствовали, что мы нужны, мы не в подполье. А теперь, когда я приношу статью, мне говорят: это реклама вашей группы, платите. Из каких денег? Знаете, сколько я получил за то, что в День города наша группа вышла перед Киркоровым со своей песней? Одну тысячу рублей. И все знают, что концерт «короля» стоил 4,5 миллиона. Как вам пропорция?

Т. Гафар: Музей изобразительных искусств, коллекция которого известна далеко за пределами города и даже страны, уже 50 лет находится в жилом доме, откуда невозможно выветрить запах канализации. Это безнравственно для миллионного города, но я уже устала об этом говорить У нас сейчас проходит выставка-инсталляция эскизов Александра Иванова, который массовому зрителю известен как автор одной картины «Явление Христа народу». Через 150 лет после смерти художника его эскизы стали доступны широкой публике. История расставляет свои оценки, мне как работнику музея это особенно хорошо видно. Справедливость всё равно торжествует.

Художник при дворе

- Этично ли быть придворным художником?

Все хором: Да!!!

- А как же Пушкин: «Зависеть от царя, зависеть от народа - не всё ли нам равно? Бог с ними. Никому отчёта не давать, себе лишь самому служить и угождать, для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи»...

Т. Гафар: Так ведь вопрос не только о художнике, но и о дворе. Рубенс и Веласкес были очень успешными художниками. Леонардо вообще из города в город переезжал, где лучше кормили - там и работал. Какого художника приближает власть, под какую задачу? В Волгограде всё это принимает дикие формы. Мы, как в кривом зеркале, отражаем происходящее в стране. При советской власти цензура пропускала только то, что не противоречило основной идее, но то, что проходило цензуру, - это были высокохудожественные произведения. А сейчас, особенно после 90-х, когда произошло окончательное разделение на элитарную и массовую, коммерческую культуру, разговор уже о другом. И здесь, мне кажется, очень важна ответственность не только власти, но и творца, и всего гражданского общества, из которого этот творец происходит.

- Спасибо за поворот разговора. Обвинять власть очень приятно, потому что это снимает с нас всякую ответственность. Однако музыкальная общественность всё же заставила мэрию провести конкурс на создание гимна заново. Но это обеим в плюс.

О. Иншаков: Значит, мы как гражданское общество должны сформулировать принципы, по которым формируется компетенция власти, позволяющая ей принимать решения по отношению к искусству.

А. Серов: На уровне Мольера быть придворным художником - очень этично. Талант всегда обладает высокой нравственностью. Быть придворным художником без таланта - так же безнравственно, как и монополизировать власть. На днях мне журналист рассказал, как говорят о нас другие театральные деятели: что Молодёжный театр не нужен, потому что к ним стали меньше ходить и что финансовые потоки надо сосредоточить в одном театре.

О. Иншаков: Если художник талантлив, все добровольно подчиняются его силе. А если нет - в ход идут другие методы.

Т. Гафар: Когда к оценке искусства привлекают грамотных экспертов, всё получается.

А. Выстропов: А вдруг эксперты скажут такое, что не понравится власти?

Т. Гафар: В этом всё дело...

В. Патрик: И всё-таки, когда речь о гимне - нужно, чтобы народ его принял и захотел петь. У нас этим занимаются люди, которые думают, что только они в гимнах разбираются, собаку на них съели. Дайте народу хотя бы послушать! За «Евровидение» нам предлагают голосовать СМСками. Почему же волгоградское телевидение не может устроить такое «Евровидение» для выбора гимна?

О. Иншаков: Все лучшие гимны мира написаны случайно, людьми, которые себе таких целей не ставили. Здесь необходимо голосование, как за «Семь чудес России».

Из какого места рождается искусство

- А помните конкурс на девиз для Волгограда? Их было сотни, один другого страшнее. А ведь тоже голосовали. Если ориентироваться на народ, Выстропову придётся переключиться на порносюжеты, а Серову - выпускать актрис с голыми задницами. А критики будут спорить, у кого попа лучше. Насколько художнику надо идти навстречу народу?

А. Серов: Каждому из нас нужно признание. У артиста это проявляется сильнее - он не может работать в стол, как писатель. Но или мы знаем, что Пушкин и Моцарт существовали, или не знаем. Это определяет всё. Если чиновник знает, что существует какое-то ещё искусство, кроме застольных песен по пьяни, уже хорошо. А режиссёр - это ретранслятор. Я беру пьесу Чехова и пытаюсь донести до зрителя то, что он написал. Если получается, театр лечит души, в том числе и мою, которую внешний мир душит, пачкает, ломает. Если власть этого не понимает, значит, будет жить с душевнобольным народом.

О. Иншаков: Средний человек не может указывать художнику, что ему делать. Но оценить сделанное передовая часть народа может. Я против всенародной экспертизы. Я за общественно-профессиональную. Но она должна быть - как замещение цензуры.

В. Патрик: У меня есть песня «Паранойя» - размышление о жизни. Но если я её буду рассылать как образец своего творчества, меня никогда никуда не позовут. А когда я предлагаю про «дринкинг пива, гоу ту зе синема», зовут и платят. Это сегодняшняя конъюнктура. Примитивный образ жизни в «дринкинг пива» меня кормит.

- И всё же, где грань, через которую художник не должен переступать ради признания?

А. Выстропов: У каждого своя. Если не можешь выйти на люди с голой задницей, значит, не можешь.

О. Иншаков: Иногда это вопрос цены. А за миллиард долларов?

В. Патрик: Я не пою песни с матом. Но если мне заплатят столько, что я смогу на эти деньги реализовать собственные нравственные потребности, - я это сделаю.

А. Серов: Чайковского осуждали за то, что он, такой великий, пишет балетную музыку. «Лебединое озеро», например. Голая задница сама по себе не может быть безнравственной. Всё великое искусство построено на обнажённой натуре. Я видел множество пошлейших спектаклей, в которых все были полностью одеты. Искусство рвётся из души, а не из других мест. Если это искренне - это этично.

- Подведём итоги?

А. Выстропов: Первое - искусству надо учить с детства. Второе - люди, которые идут во власть, особенно руководить культурой, должны отличать Чайковского от Киркорова. Но про детство всё же главнее.

О. Иншаков: Нужно развивать экспертное сообщество, внедрять практику открытой и профессиональной конкурсной оценки общественно значимых произведений искусства. И надо обязательно сказать, что у нас очень мало произведений искусства и учреждений, достойных города, в том числе нет музея, нет системы поддержки молодых творческих коллективов, которые действительно нравятся народу.

А. Выстропов: Между прочим, нравственность и нравиться - родственные слова.

О. Иншаков: Нам нужна система развития альтернативного в лучшем смысле слова искусства, чтобы не образовывались монополии. Люди у нас разные, и искусство у нас должно быть разным. В этом и есть его нравственность. Кроме того, есть вопрос и к бизнесу: на свои праздники надо чаще приглашать местные коллективы, поддерживать своё творчество. В этом ответственность не только перед художником, но и перед городом. Приглашаю группу «Андерсен» в мае выступить на празднике университета на набережной. А что касается общей ситуации... Уже в будущем году многое изменится. И к лучшему.

На фото: 1. Заслуженный художник России Андрей Выстропов. 2. Заместитель директора Волгоградского музея изобразительных искусств, к. и. н. Татьяна Гафар. 3. Ректор Волгоградского государственного университета, д. э. н. Олег Иншаков. 4. Руководитель группы «Андерсен» Валерий Патрик. 5. Художественный руководитель муниципального Молодёжного театра Алексей Серов.

Материал публикуется в рамках гранта Волгоградской области в сфере СМИ по теме «О проблемах морали (нравственности)».