В тихом омуте

Волгоградская область вошла в число субъектов РФ - лидеров рейтинга устойчивого развития, подготовленного Институтом региональной политики. Это сообщение пресс-службы администрации области вызвало странную реакцию волгоградских СМИ и интернет-форумов: неожиданно много рассуждений на тему, во сколько губернатору обошлось это лидерство в рейтинге. Вспомнили даже то, что директор института Максим Дианов работал с Николаем Максютой на выборах. А могли бы добавить, что ИРП по заказу администрации области разрабатывал проект развития волгоградской агломерации, включая строительство обходной дороги вокруг города. Бурная дискуссия на тему тесных связей заслонила тот факт, что партнёрские отношения с администрацией не помешали институту поставить Волгоградскую область в рейтинге конкурентоспособности на 39-е место. За что?

Публикация одного из интернет-агентств по поводу лидерства области заставила Институт региональной политики выступить на форуме с таким текстом: «Ребята! Что за бред вы здесь пишете?.. Волгоградская область на первом месте по привлечению инвестиций в химию и нефтехимию, в то, что запрещено производить во многих странах мира, и от чего открещиваются другие регионы. Это даёт некоторую динамику и устойчивость вашей экономике, но подрывает все остальные показатели. Вникайте, пожалуйста, прежде чем писать такие радостные новости». Что ж, придётся вникнуть. Кстати, насчёт химии и нефтехимии подмечено верно: на стр. 2 в этом номере опубликована заметочка о внесённом в думу проекте закона о стратегии развития региона до 2025 года - химия там в первых строках. Но вернёмся к рейтингу. Из пресс-релиза, присланного институтом по нашему запросу, следует, что по результатам исследования 2007-2008 годов только два региона - Самарская область и Краснодарский край - стали абсолютными лидерами, сочетая высокий уровень конкурентоспособности с устойчивым характером развития (АА).

- Результаты рейтинга содержат ряд достаточно неожиданных выводов, - признаётся автор идеи рейтинга, директор Института региональной политики по федеральному и региональному консалтингу Марина Удачина. - Традиционные лидеры экономического развития - Москва, Петербург, Московская область, Ленинградская область, а также Ханты-Мансийский округ и другие сырьевые регионы, получив высшие показатели (А) по рангу конкурентоспособности, не смогли получить аналогичных высоких баллов по рангу устойчивости из-за проблем с экологией, инфраструктурой, монопрофильностью экономики. В итоге лидерами стали Краснодарский край и Самарская область как наиболее сбалансированные по показателям конкурентоспособности и устойчивости развития. О Волгоградской области в релизе ничего не сказано. Зато по итоговой таблице рейтинга, где, как уже сказано выше, регион занял 39-е место, можно увидеть: Волгоградская область получила высокий ранг А по устойчивости развития, но более скромный - В - по конкурентоспособности. Пресс-служба ИРП отказалась предоставить «ДП» полный список из 130 экономических и социальных показателей (наверное, авторы таким образом оберегают своё ноу-хау), однако трудолюбивый исследователь может и сам выяснить, что вошло в этот список, последовательно просмотрев все странички регионов на сайте рейтинга. Для каждого региона разработчики поставили на сайте подсказку: 5 его самых сильных и 5 самых слабых конкурентных позиций. Поскольку преимущества и недостатки у всех разные, рано или поздно все 130 позиций можно будет обнаружить.

Помимо привычных экономических критериев вроде доли убыточных предприятий или продукции сельского хозяйства на душу населения, в рейтинге использовались показатели миграционного прироста населения (сильная сторона Краснодарского края) и индекс национальной толерантности (его же слабая сторона), обеспеченность врачами, средним медперсоналом и младенческая смертность (слабые места Ростовской области), индекс политической лояльности (это проблема Ставропольского края) или потенциал увеличения налоговой базы (фишка Астраханской области). Интересно, что слабыми местами лидера - Самарской области - оказались доля инвестиций в основной капитал, степень износа основных фондов, коэффициент обновления фондов и стоимость рабочего места в обрабатывающем секторе. Похоже, что с такими слабыми местами региону недолго ещё быть лидером, если только Самара не превратится окончательно в финансовый, а не промышленный центр - финансовая доминанта в её конкурентоспособности отмечена составителями рейтинга. В Волгоградской области и преимущества, и слабости предсказуемые. Население в регионе хорошо обеспечено доходами регионального бюджета, рентабельность инвестиций высокая, плюс высокие объёмы платных услуг населению и обеспеченность сотовой связью, эффективная система защиты прав потребителей. Минусы, понятное дело, начинаются с распространённости коррупции, далее идут малая численность учащихся в среднетехнических учебных заведениях, безопасность на дорогах (точнее даже высокий процент роста ДТП), малый ввод жилья, наличие дополнительных административных расходов, связанных с ведением бизнеса. Комментарий составителей рейтинга об особенностях Волгоградской области приводится во врезке к статье. Нелестен для области и график стабильности и качества развития регионов ЮФО. По числу высоких показателей мы заняли последнее место в округе. Правда, и плохих показателей у нас меньше, чем у других. За счёт серединки обогнали соседей-астраханцев.

Социологи подметили, что в городах-середнячках люди живут счастливее, чем в бурно растущих мегаполисах. В рейтинге качества жизни, опубликованном в октябре журналом «Русский репортёр», лучшими городами России названы Ярославль, Белгород и Дмитров. А Волгограда нет ни здесь, ни в мартовском рейтинге того же журнала - тогда выбирали самые перспективные города-миллионники. Ту, мартовскую, публикацию сопровождала табличка «Что развивается в российских городах» - её составили по результатам соцопросов. То есть это - субъективные ощущения жителей больших городов. Так вот, с точки зрения волгоградцев, в городе хорошо развиваются кафе и рестораны, кинотеатры и театры, доступность товаров и услуг. Зато, по мнению опрошенных волгоградцев, на нуле развитие школ и детсадов, автодорог, доступность хорошей работы и удобного жилья, экология, а также доброжелательность и приветливость жителей и уровень взаимопомощи. То есть, по ощущениям самих горожан, в Волгограде негде работать, учиться тоже особо негде (доступность вузов у нас оценивается ниже, чем, например, в Ростове), мы ничего не строим, зато непрерывно ходим по кабакам, киношкам и торговым центрам, злые и неприветливые, интуитивно понимая: нашу стабильность правильнее назвать застоем.

КОММЕНТАРИЙ:

В общем рейтинге конкурентоспособности Волгоградская область занимает 39-е место, уступая Ростовской области. Область вместе с Краснодарским краем, Ростовской, Самарской и Саратовской областями входит в пятёрку субъектов федерации, образующих южно-приволжскую зону устойчивого развития. В рамках ФЭСТ-модели развитие Волгоградской области обуславливается экономическими факторами. Область характеризуется открытостью регионального рынка, высоким уровнем рентабельности инвестиций и положительной динамикой развития обрабатывающих производств. Экономический рост региона замедляется в результате низкого уровня развития инфраструктуры, в первую очередь, транспортной и коммунальной: в области недостаточно развита сеть автомобильных дорог, нуждается в реформировании сфера строительства и жилищно-коммунального хозяйства. К особенностям социального развития Волгоградской области относится высокая дифференциация денежных доходов при сравнительно низкой доле населения с доходами ниже прожиточного минимума. Количество дорожно-транспортных происшествий области существенно превышает аналогичные среднероссийские показатели, что обусловлено неудовлетворительным состоянием транспортной системы.

СПРАВКА:

Рейтинг конкурентоспособности IRPEX характеризует три составляющих регионального развития: уровень конкурентоспособности (А, В, С), динамику и устойчивость текущего положения (А, В, С, D), а также тип конкурентных преимуществ, которые обеспечили региону данную позицию в рейтинге (финансовый, экономический, социальный, территориальный). Именно такой комплексный подход к оценке конкурентоспособности позволил разрушить существующие в отношении российских регионов стереотипы, получить более объективные, расходящиеся с привычными представлениями, результаты. В основу рейтинга легла модель из 130 финансовых, экономических, социальных и территориальных факторов. Часть из них получена из официальных источников (федеральных служб по статистике, тарифам, налогам), часть - путём социологических опросов (более 35 тыс. человек в 83 регионах страны). Степень влияния каждого из 130 показателей на конкурентоспособность территории определили эксперты в области региональной политики, представители в Министерстве экономического развития РФ, Министерстве регионального развития РФ и Администрации Президента РФ. Уникальность рейтинга заключается в комплексном подходе: конкурентоспособность региона впервые рассматривается не упрощенно (через эффективность работы местных предприятий или обеспеченность сырьевыми ресурсами), а как совокупность условий для устойчивого и качественного развития.

Анна СТЕПНОВА