ТСЖ на две квартиры

17 октября в г. Котово прошло очередное заседание палаты городских поселений областного Совета муниципальных образований. Его участники обсуждали, можно ли в определенные законом сроки выполнить все условия, необходимые для получения средств из федерального фонда содействия реформированию ЖКХ. «ДП» неоднократно писало как о самом законе, принятом Госдумой РФ осенью этого года ( 33 и 35), так и о тех требованиях, которые муниципалитеты должны выполнить, чтобы получить деньги на капитальный ремонт многоквартирных домов. Но, как выяснилось на заседании, вопросов у представителей МСУ по-прежнему больше, чем ответов.

Как считать будем?

Только по официальным данным, в городах и районах Волгоградской области свыше 42 тысяч многоквартирных домов общей площадью 32,4 млн квадратных метров. Причем большинство домов давно нуждаются в капитальном ремонте, а порядка 200 тыс. кв. метров жилья признано аварийным. Но уже на этом, чисто арифметическом, этапе у глав городских поселений возникают вопросы.

- Мы думали, что многоквартирные дома - это многоэтажки, а закон отнес к ним даже 2-3-квартирные дома, - говорит глава Новоаннинского городского поселения, председатель комиссии палаты по ЖКХ Петр Чулков. - Но ведь далеко не все такие дома имеют места общего пользования, не подпадая, по сути, под действие закона. Фактически это частный сектор, где ТСЖ создать очень трудно, про то, чтобы управляющую компанию пригласить - вообще молчу. А областное БТИ уже включило их в общую статистику, и данные ушли наверх. Если не провести точную инвентаризацию и не исключить такие дома из списков, мы просто не успеем к 2008 году ни нужное количество ТСЖ создать, ни управляющими компаниями жителей домов охватить. Спросите любого главу поселения: управляющие компании у нас и так не слишком хотят заниматься коммуналкой - ни специалистов, ни прибыли. При этом создание ТСЖ и ТОСов тормозится из-за нерешенного до сих пор вопроса компенсации организационных расходов - в частности, по их юридическому оформлению. В бюджетах поселений средства на эти цели не заложены, так что любое решение на местном уровне может быть признано нецелевым расходованием бюджетных средств - с соответствующими оргвыводами.

Не менее важный вопрос - формирование графиков по дотированию предприятий ЖКХ и постепенному отходу от перекрестного субсидирования в тарифах на водоснабжение и водоотведение. Здесь без методической помощи областного комитета ЖКХ точно не обойтись, уверены главы поселений. В тарифной политике у всех свое мнение: монополисты говорят одно, коммунальщики другое, а население и без того раздражает постоянный рост тарифов. Между тем, наличие таких графиков, расписанных до 2010 года, - одно из условий предоставления средств из фонда. Третий блок проблем - опять же, характерных для всех городских поселений, имущественные споры с поставщиками газа, тепла и электроэнергии, особенно если в многоквартирном доме нет общего прибора учета.

- Поставщики считают, что сети, подводящие к дому газ, или, к примеру, электроэнергию от распределительной подстанции, должны обслуживаться за счет собственника, - констатировал Петр Чулков. - Это что, опять на жильцов «вешать»? Каждый считает по-своему, на компромиссы идут редко. А ведь в большинстве поселений сети и трансформаторные подстанции по-прежнему числятся на балансе муниципалитетов. Мы сдали часть своих сетей в аренду «Волгоград-облэлектро», но какие-то объекты они принципиально не хотят брать.

- Этот вопрос надо решить как можно быстрее, - поддерживает коллегу председатель палаты городских поселений, глава г. Суровикино Владимир Александрин. - Пока на региональном уровне нет четкого определения - кто, как и за что отвечает в коммуналке, любое наше решение может оспорить прокуратура - прецеденты уже были.

Работать сейчас, разбираться потом

Так как ни сотрудники прокуратуры, ни представители компаний-поставщиков коммунальных услуг в зале замечены не были, отвечать за всех пришлось областным чиновникам. По мнению заместителя председателя комитета ЖКХ администрации области Валентины Гречины, случаи безвозмездной передачи муниципального имущества в аренду - даже если это коммунальная инфраструктура, на содержание которой у поселения просто нет денег, - действительно могут стать предметом пристального внимания со стороны правоохранительных органов. Но зато уже есть случаи, когда к городским сетям - как к виду бизнеса - присматривались самые разные компании, так что поселения могут проводить открытые аукционы на право их аренды.

- Вопросы по имуществу будем отрабатывать совместно, используя опыт всех поселений, - уверена и руководитель Государственной жилищной инспекции Надежда Каминская. - Но не нужно, чтобы в этот вопрос лезли все. Будет лучше, если всю коммунально-имущественную цепочку отработает один муниципалитет, а уже потом его опыт смогут использовать все поселения. К тому же мы очень часто сталкиваемся с тем, что монополисты заключают кабальные договора, пользуясь юридической неграмотностью некоторых местных чиновников. В договоре можно все тщательно отразить, тогда и споров будет меньше.

Что же касается методических документов, необходимых для составления графиков по дотациям и перекрестному субсидированию, то, по словам Валентины Гречины, они уже подготовлены, и в ближайшее время будут разосланы во все городские поселения. При этом она призвала местные власти отнестись к этим графикам со всей ответственностью - будет обидно, подчеркнула она, если какое-то поселение лишится денег фонда из-за того, что не представит расчеты, которые позднее можно будет и подкорректировать. Даже на федеральном уровне понимают, что соответствовать всем требованиям, прописанным в законе, довольно сложно. Но сейчас, на начальном этапе - когда решается вопрос, кто и сколько денег получит - как раз и возможно получение определенных преференций. То есть при четком рамочном выполнении условий Москва готова снисходительно отнестись к тому, что ряд мелких вопросов пока не решен. Это касается и прописанного в законе необходимого количества ТСЖ - на первоначальном этапе их создание не требует финансовых затрат от муниципалитетов, подчеркнула Надежда Каминская, а позднее оформлять и регистрировать их можно будет постепенно, по мере получения средств. С постановкой участков под многоквартирными домами на кадастровый учет (это еще одно требование закона, без которого нельзя получить средства из фонда) обещает помочь областное БТИ.

- Мы всегда стараемся идти навстречу муниципальным образованиям, - говорит генеральный директор Волгоградского областного ГУП «БТИ» Тамара Пушнина. - Готовы предоставить скидку, соглашаемся на отсрочку платежа. До конца года во всех районах области будут созданы филиалы БТИ, так что, думаю, к 2010 году - как прописано в законе - мы справимся. Надеемся и на помощь местных властей - ведь с 2011 года вместо налогов на землю и имущество появится единый налог на недвижимость, который станет основным для местных бюджетов.

Грустные песни о главном

Но, как только речь зашла о налогах и наполняемости бюджета, запас оптимизма у глав поселений резко снизился. И дело даже не в том, что они не уверены в своих возможностях - большинство твердо намерены представить все необходимые документы в областной комитет по ЖКХ в назначенный срок. Но те 4,5 млрд рублей, которые могут прийти в область по линии фонда содействия реформированию ЖКХ, не решат даже десятой доли тех проблем, которые годами копились в отрасли. Борьба с неплатежами тоже постепенно теряет свою актуальность - хотя опыт Котово, представившего собственную программу по управлению дебиторской задолженностью, вызвал большой интерес, и глава Котовского городского поселения Александр Петрушин пообещал предоставить эту программу всем желающим. Сегодня население оплачивает коммунальные услуги довольно аккуратно, но вряд ли только за счет тарифов для граждан возможно проведение модернизации всей коммунальной инфраструктуры.

- Нас укоряют в том, что мы до сих пор не перешли на 100%-ную оплату услуг для населения, но какой в этом смысл? - спрашивает глава Котовского муниципального района Владимир Ситников. - Наши котельные изношены на 70%, и если будет холодная зима, мы даже не сможем поднять температуру теплоносителя выше 85 градусов - у нас все трубы полопаются. Нам нужны новые автоматические котельные - их нефтяники сейчас для себя закупают. Но сможем ли мы их купить, даже если поднимем тарифы для населения? Скорее, просто неплатежи увеличатся - и без того любое повышение сейчас воспринимается крайне болезненно. Зато монополисты цены поднимают постоянно - и опережающими темпами. Так что нам не до модернизации - с долгами бы рассчитаться.

- Те налоги, что нам оставили, не дают возможности развиваться, - поддерживает коллегу глава Дубовского городского поселения Евгений Носачев. - Это копейки, которые к тому же собираются сезонно. Каждую зиму мы ждем с ужасом - опять газовики потребуют 100%-ную предоплату. Что будет дальше, вообще непонятно - на 2008 год нам бюджет еще и урезали. Так что все вопросы, которые мы задаем, - как землю оформить, к примеру - это все один вопрос: где взять деньги?

О том же говорит и глава Руднянского городского поселения Виктор Полищук - объем переданных полномочий совершенно не соответствует выделяемым средствам. В итоге даже самые успешные поселения, выполняющие все требования федеральных и региональных властей, не застрахованы от пустоты в бюджете. Но, по словам Владимира Александрина, принимавшего участие во встрече главы Минфина РФ Алексея Кудрина с представителями МСУ, на пересмотр налогового кодекса рассчитывать особо не стоит. В Москве уверены, что выделяемых муниципальным образованиям денег вполне достаточно для нормальной жизни. Хроническая бедность становится причиной конфликтов между главами районов и властями в поселениях, но это как раз тот путь, который ведет в никуда - подчеркнул, подводя итоги заседания, полпред губернатора в Камышинском территориальном округе Александр Давыдов. А исполнительный директор Совета муниципальных образований Евгений Волохов предложил следующее заседание палаты городских поселений посвятить бюджетному планированию - и пригласить на него представителей районов.

Антон БОРЦОВ