Здесь могла быть ваша реклама

По поводу наружной рекламы совершенно невозможно шутить. Нет, я не о содержании рекламы, а о самом прискорбном факте ее существования. И если от рекламы в средствах массовой информации можно себя защитить, просто не включая телевизор, не слушая радио и не читая газет, то от рекламы наружной защиты нет. Нельзя же, в конце концов, ходить и ездить по городу с закрытыми глазами!

О том, что рекламные щиты портят архитектурный облик города, говорить неверно. Потому что лицо города фасады домов, перспективы улиц, доминанты высотных зданий существуют не сами по себе. Они лишь следствие нашего восприятия, нашего представления о красивом и безобразном, радостном и безрадостном. И если однажды мы обнаруживаем, что за наружной рекламой уже не видно ни проспектов, ни самих зданий, значит, что-то уже случилось с нашим сознанием.

А что с ним, собственно, случилось? А случилась с ним одна неприятная вещь горожане забыли, что это их город, а не город рекламных агентств и рекламодателей. Забыли, что рекламные щиты возникают не сами по себе, а их устанавливают, и кто-то вполне конкретный подписывает разрешения на их установку. Забыли о том, что билборды можно не только ставить, но и убирать.

Мне могут возразить: так муниципалитет пополняет свою казну. Но стоит ли ее вообще пополнять на благо волгоградцев, если эти самые волгоградцы скоро вообще перестанут ориентироваться на местности?

Увы, но при всем желании не получится снести построенное «точечным» образом здание. Трудно отыграть назад и с очередным торговым комплексом-сараем, отобравшим у жителей еще одну часть зрительного пространства, парка, земли. Но ведь с рекламными щитами это можно сделать за одну ночь!

Пусть, не за одну. Пусть не со всеми, и не сразу. И не пилой-болгаркой, а вполне цивилизованным путем городскими законами. Все, что для этого надо, вернуть себе память. Каким был Волгоград двадцать лет назад, без наружной рекламы. Если уже совсем впали в беспамятство, то полистать альбомы с видами города-героя хотя бы пятнадцатилетней давности. Заглянуть в свои семейные фотографии, сделанные десять лет назад, где еще можно разглядеть что-то, напоминающее архитектуру.

И тогда все встанет на свои места. Появится возможность задуматься об очевидной вещи в любой игре должны быть правила. И в наружной рекламе тоже. Где можно вешать, а где категори- чески нельзя. В каких пропорциях и какого размера. И как это согласовывать с самими жителями, уже давно ставшими безучастными жертвами визуального насилия над собой.

Только вот как им об этом сказать? Может, придумать слоган в защиту города и арендовать у знакомых со скидкой пару поверхностей?