Долги с запасом прочности

На 1 сентября текущего года объем госдолга Волгоградской области составил 4,99 млрд руб. По данным Минфина, по объему долговых обязательств область сегодня занимает 16-е место среди 79 субъектов федерации. Данный показатель можно рассматривать как своеобразный индикатор деловой активности регионов. По мере развития территориям требуется все больше денег для решения социально-экономических проблем. При этом в большинстве регионов бюджеты по-прежнему формируются с дефицитом, а источником его покрытия служат заемные средства. По оценкам специалистов, сегодня долг как таковой уже не служит угрозой для развития экономики, скорее наоборот. Поэтому регионам важнее не отказываться от практики заимствования, а научиться эффективно управлять своими долгами. На рынке внутренних заимствований Волгоградская область работает не первый год. И за это время она накопила положительный опыт, который, безусловно, сказался и на качестве управления.

Таблица 1.

В свете активно проводимых в последнее время федеральным правительством реформ, направленных на ориентацию регионов к самостоятельному зарабатыванию средств на собственные расходы, долговая политика приобретает все большую актуальность. Нынешнее законодательство предоставляет территориям широкий спектр возможностей для заимствования. Согласно мониторингу долговых обязательств субъектов федерации, проведенному Минфином в августе этого года, пока в полной мере им не пользуется практически ни один регион. Анализ данных свидетельствует, что привлечение средств в собственные бюджеты удел немногих регионов, к тому же большинство из них сформировало стратегию заимствований, основанную лишь на одном или двух инструментах.

В этом плане Волгоградская область находится в выигрышном положении, чему способствует ее безупречная репутация заемщика. За всю кредитную историю, включая дефолт 1998 года, еще не было ни одного случая, чтобы регион не ответил по своим долговым обязательствам. Не так давно положительный имидж области и ее высокий кредитный рейтинг был подтвержден и международными специалистами экспертами рейтингового агентства Standard & Poors.

Регион осуществляет заимствования, применяя различные инструменты и диверсифицируя источники. Форм долговых обязательств несколько: кредитные соглашения и договора, облигационные займы, бюджетные кредиты и госгарантии.

Таблица 2. Результаты долговой политики Волгоградской области: общая сумма долговых обязательств к объему ВРП (в %)

Самым привлекательным инструментом в настоящий момент является эмиссия областных облигаций, поскольку он позволяет привлечь дополнительные деньги на сравнительно долгий срок и по более низкой цене. И именно им сегодня активнее всего пользуется Волгоградская область. В общем объеме долга на облигационные займы приходится 2,7 млрд руб., еще 950,3 млн рублей на кредиты по кредитным соглашениям и договорам, 300 млн бюджетные кредиты, 363,8 млн займы МФО и 504,2 государственные гарантии.

Таблица 3. Динамика расходов на обслуживание государсвенного долга Волгоградской области, тыс руб.

Несмотря на то, что регион имеет потенциал для увеличения объема заимствования, руководство области пока придерживается иной тактики, сосредоточив свои усилия не на наращивании долга, а на его качественном управлении. С этой целью разработана и уже не первый год успешно реализуется специальная программа управления госдолгом. Действия администрации направлены на поддержание объема долговых обязательств в допустимых пределах и удешевление стоимости их обслуживания. В свою очередь, это позволяет изменять структуру бюджетных расходов и высвобождать бюджетные средства для финансирования целевых программ.

Сейчас заемные средства область в основном использует для погашения долговых обязательств и покрытия дефицита бюджета. Однако у региона есть большой запас прочности, позволяющий динамично развивать производственную структуру, наращивать темпы роста объемов производства и увеличивать поступающие в бюджет доходы. И в этом случае привлеченные дополнительно деньги можно будет инвестировать в реализацию новых проектов. А это значит, что долговая политика в перспективе сохраняет свою приоритетную направленность.

Лариса ФРОЛОВА