Биодизель по-русски

Агрохолдинг «РусАгроПроект» приступает к строительству завода по переработке рапса и производству биодизеля. Соглашение о сотрудничестве дочернее предприятие холдинга ЗАО «Терса-Ойл» подписало с немецкой компанией «Abaco Management&Corporation GMBH» на международной сельскохозяйственной выставке «Зелёная неделя», которая прошла в середине января в Берлине.

Благодаря строительству завода в экономику региона в 2008-2011 гг. будет привлечено 35 млн евро инвестиций. Об экономических и технологических параметрах знакового для области инвестпроекта, а также о других итогах «Зелёной недели» «ДП» рассказывает генеральный директор агрохолдинга «РусАгроПроект» Алексей ЦУКАНОВ:

- Алексей Анатольевич, что из себя будет представлять один из первых в России заводов по производству биодизеля?

- Наша компания уже больше года работает над этим перспективным проектом, поэтому есть определённая ясность. Завод расположится в Еланском районе и будет состоять из нескольких производственных объектов. Это элеватор, рассчитанный на 40 тыс. тонн зерна, мощный маслоэкстракционный завод, завод по производству комбикормов на основе шрота масличных культур и завод по производству биодизеля. Мы планируем в сентябре следующего года ввести в эксплуатацию первые два объекта, а к концу 2011 года - следующие два. На новом предприятии смогут работать до 200 человек. Основным сырьём для производства масла и биодизеля будет рапс, два года успешно выращиваемый на полях нашего холдинга, а также подсолнечник, объёмы производства которого в Волгоградской области достаточно внушительны. Производство рассчитано на ежегодную переработку до 160 тыс. тонн масличных. Из этого сырья можно произвести порядка 60 тыс. тонн биодизеля и до 100 тыс.тонн шрота. В Европе давно взят курс на использование биотоплива. Оно более экологично - характеризуется уменьшенными выбросами углекислого газа, способно к биологическому разложению и при сгорании выделяет меньше сажи, чем обычное дизтопливо. Для перехода на биодизель нет необходимости модернизировать мотор и другие системы автомобиля. Существующие автозаправочные станции также готовы к работе с биодизелем без каких-либо модификаций.

- Однако вокруг биодизеля и биоэтанола остаётся немало вопросов. В России пока официально такого продукта нет, нет правовых основ для его производства и реализации, нет ГОСТов. А в мире разворачивается довольно острая дискуссия - этично ли производить биотопливо на основе продуктов питания, когда часть населения земного шара попросту голодает. Не является ли в этой связи ваш проект высокорискованным?

- Мы никоим образом не рискуем. Действительно, то, что вы сказали, в большей мере имеет место. Но в самом нашем проекте заложена страховка от рисков. Мы сначала запустим производство рапсового масла. Масло - востребованный на внутреннем и внешнем рынке продукт, цена на него только за последние полгода выросла почти в два раза - с 28 до 50 рублей за литр. Оно имеет минимум три сферы использования - может торговаться как пищевой продукт, непосредственно использоваться как биотопливо и перерабатываться на биодизель. Мы можем работать в каждом из этих сегментов. Когда дойдём до второй стадии инвестиционного проекта, посчитаем экономику, что выгодней - масло или биодизель. Посмотрим, успеет ли к тому времени российское правительство идентифицировать биодизель как продукт и создать правовые основы рынка биотоплива. Вообще, мы рассчитываем поставлять биодизель на рынок Европы, где он крайне востребован. На внутреннем рынке тоже могут созреть предпосылки для растущего спроса на биодизель. Если через 2-3 года цены на нефтепродукты в России подтянутся к мировому уровню, что вполне возможно, работать на биодизеле будет не только экологичней, но и выгодней, чем на минеральном дизтопливе.

- В бизнес-плане обычно серьёзное внимание уделяется вопросам обеспечения производства сырьём и сбыту готовой продукции...

- С сырьём проблем не будет. У нас в хозяйствах самый большой клин рапса в России, и за 2-3 года мы ещё увеличим его производство. А если вдруг случится неурожай, то 160 тыс. тонн подсолнечника в нашей области, где в год собирают порядка 700 тыс. тонн - не проблема. По сбыту готовой продукции у нас складывается определённое понимание. Во-первых, как я уже говорил, есть спрос на растительное масло как пищевой продукт и высокая рентабельность его производства. Во-вторых, сегодня в мире реализуется ещё одно направление использования рапсового масла - использование его без дополнительной доработки на заправку дизельных моторов. Перестройка дизельного мотора стоит 3-4 тыс. евро, а потери энергии при производстве биодизеля из рапсового масла составляют 10%. Активно данное направление реализует немецкая компания «Prokon». В Германии на рапсовом масле работают уже 33 тыс. автомобилей. В-третьих, из рапсового масла можно производить биодизель, что и предусмотрено второй очередью нашего еланского завода. Быть или не быть второй очереди - зависит от российского законодательства и конъюнктуры внутреннего и мирового топливного рынка.

- А почему именно компания «Abaco Management&Corporation GMBH» была выбрана партнёром по проектированию и строительству завода?

- Мы вели переговоры с рядом западных компаний, которые занимаются прямыми инвестициями в Россию, а также поиском соинвесторов и привлечением финансовых средств. Эту компанию мы выбрали по ряду критериев - у неё достойная репутация, большой опыт работы в Европе и на развивающихся рынках, в том числе в Китае, Украине, Сингапуре, конкурентные расценки за услуги. На «Зелёной неделе» мы договорились с ними, что к марту выйдем на подписание соглашения с главным инвестором, а пока совместно начнём проектные и изыскательские работы. Сегодня в Еланском районе уже работают представители «Abaco Management&Corporation GMBH» - осматривают земельный участок, изучают возможности подведения коммуникаций.

- Какие ещё инвестиционные проекты сегодня реализуются в холдинге «РусАгроПроект»?

- В 2006-2007 г. мы полностью перевооружили наш сельхозбизнес и сегодня рассматриваем возможности расширения площади обрабатываемых земель. В 2007 году модернизировали два хлебозавода. На «Хлебозаводе 5» запустили новую словенскую линию «Gostol» по выпечке батонов. Там же модернизировали участок по выпечке изделий из слоёного и песочного теста - поставили тесторазделочную линию немецкой фирмы «Fritsch», ротационные печи фирмы «Miwe». Теперь этот хлебозавод сможет расширить и без того широкий ассортимент, увеличить объёмы выпуска продукции. На Тракторозаводском хлебокомбинате мы оснастили новым оборудованием линию по выпечке соломки, сдобных сухарей и пряников. Весной этого года в составе холдинга «РусАгроПроект» заработают два новых молочных комплекса в Еланском и Новониколаевском районах. На стадии проработки находится проект птицефабрики в Городищенском районе. Просчитываем возможности выйти на очень перспективный рынок детского питания - выпускать мясное пюре на птицефабрике и зерновые продукты - на нашем давно и успешно работающем заводе «Арчеда-продукт», во Фроловском районе.

- О планах строительства заводов по производству биодизеля, о скором возведении животноводческих комплексов давно говорили несколько волгоградских компаний. Есть вероятность, что вы будете первыми. Это - плюс или минус?

- Сельхозрынок в России пока настолько свободен, что места на нём хватит всем. Например, доперестроечное поголовье коров нам придётся наверстывать ещё десятки лет. Если правительство будет придерживаться курса на реализацию нацпроектов и ориентироваться на рыночные механизмы ценообразования в аграрной сфере, то российское сельское хозяйство станет одной из самых инвестиционно привлекательных отраслей экономики. И в ближайшие 5-10 лет село выйдет на принципиально иной уровень развития.

- В пресс-релизах обладминистрации сообщалось также, что в рамках «Зелёной недели» агрохолдинг не только заключил самый крупный инвестиционный контракт, но и получил медали за продукцию своих предприятий.

- Да, мы участвовали в «Зелёной неделе» в третий раз. Четыре наших предприятия - завод «Арчеда-продукт», «Хлебозавод 5», «Тракторозаводский хлебокомбинат» и управляющая компания «Волго-Дон-Хлеб» - представляли свою продукцию и были награждены медалями за её качество. Я уверен, что это награда по заслугам - при выпечке хлеба мы до сих пор сохраняем классические, проверенные временем технологии и производим его на самом современном европейском оборудовании. Наш хлеб находится в производстве 12 часов - ни одна пекарня такого позволить не может. Да и в Европе хлеб сегодня выпекают преимущественно на сухих дрожжах безопарным способом. Так что вполне понятен интерес немцев, посетивших выставку, к нашему волгоградскому хлебу.

Справка:

ЗАО «РусАгроПроект» - один из крупнейших в ЮФО агропромышленных холдингов, объединяющий более 20 предприятий Волгоградской области и Краснодарского края. В основе работы холдинга лежит замкнутый производственный цикл: от выращивания, хранения и переработки сельхозпродукции до производства продуктов питания и трейдерской деятельности на внешнем и внутреннем рынке. В состав входят три агрофирмы в Волгоградской области, три линейных элеватора, шесть хлебозаводов, многопрофильное перерабатывающее предприятие «Арчеда-продукт» (более 50 видов хлопьев), Ейский портовый элеватор, трейдерская компания «Агрокоммерз». Холдинг обрабатывает около 100 тыс. гектаров земли. В 2007 году на его предприятиях произведено свыше 250 тыс. тонн продукции. В 2002-2007 годах общий объём инвестиций в развитие производств, приобретение техники и оборудования составил 5 млрд рублей.

Татьяна ТАРАКАНОВА