Маятник качнулся в сторону рационального

Экономическая политика города важный фактор в его развитии. В этом секторе ничто невозможно без рационального планирования. Важно уметь заглянуть в будущее и увидеть результаты своей работы. Об итогах работы комитета Волгоградской городской думы по экономической политике за 2010 год рассказал его председатель Дмитрий КАЛАШНИКОВ:

- Подводя итоги уходящего года, следует отметить, что он был непростым. Посткризисные явления сказались на социально-экономическом положении Волгограда. Но, несмотря на все сложности, сжатые бюджеты и смену ориентиров, год, тем не менее, с уверенностью можно назвать продуктивным. Так, весьма своевременным оказалось принятие в 2010 г. Волгоградской городской думой нового «Положения о стратегическом планировании устойчивого развития городского округа город-герой Волгоград». Над этим документом наш комитет в сотрудничестве с администрацией Волгограда работал на протяжении целого года. Ситуация осложнялась тем, что нормативная правовая база, регулирующая данную тематику на уровне федерации, отсутствовала. В итоге нам удалось разработать положение, образующее систему долгосрочного планирования в масштабе всего нашего города. Мы старались увязать краткосрочное и среднесрочное планирование с долгосрочными планами развития города, обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов в приоритетных для Волгограда сферах, определить механизм оценки достижения запланированного результата. Несомненно, принятие положения - важное и значительное достижение уходящего года. Такая нормативная база давно была нужна нашему городу. В настоящее время при участии научных кругов Волгограда разрабатывается маркетинговая стратегия развития города. Её цель - формирование положительного имиджа нашего города на региональном, федеральном и международном уровнях. Так что, возможно, уже в скором времени в массовом сознании людей Волгоград будет ассоциироваться не с наряженной Родиной-матерью или пляшущим мостом, а с городом-столицей российского патриотизма, городом свободного бизнеса, креатива, позитива, олимпийских чемпионов и науки. Разработка стратегии станет важным направлением работы в 2011 г. Также в 2010 г. гордума приняла три правовых акта, касающихся размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд Волгограда. Первое решение - это разработка нашего комитета. При работе над этим документом учитывался опыт других регионов, анализировались предложения непосредственных заказчиков Волгограда, Контрольно-счётной палаты Волгограда, антимонопольного органа, прокуратуры. В результате была чётко определена процедура формирования заказа и порядок взаимодействия органа, уполномоченного осуществлять размещение заказов (это комитет муниципального заказа администрации Волгограда), и муниципальных заказчиков (например, школы, больницы и т.д.). В процессе работы над этим решением комитет столкнулся с пропущенным в системе размещения заказов в Волгограде звеном - отсутствием органа по контролю за размещением заказа, который бы следил за соблюдением прав и законных интересов участников размещения заказа. В итоге были приняты ещё два решения думы. Одно наделило полномочиями по осуществлению контроля за размещением заказа в Волгограде - комитет финансового контроля администрации Волгограда, а второе - процедурно описало порядок такого контроля. Мы также внесли изменения в методику формирования начальной (максимальной) цены муниципального контракта на оказание различных видов услуг. В методику был добавлен раздел, который последовательно описывает порядок определения начальной цены на приобретение жилья для различных категорий граждан. Это позволит сделать прозрачнее и понятнее процесс определения стоимости жилья, которое приобретается за счёт средств городского бюджета для льготных категорий граждан. В 2011 г. комитет также не оставит темы размещения заказов. Мы планируем обратиться в Волгоградскую областную думу с просьбой об их законодательной инициативе в Государственную думу РФ о внесении изменений в ФЗ-94 - закон, регулирующий размещение государственных и муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на всей территории Российской Федерации. Кроме того, я не перестаю повторять, что город должен уметь зарабатывать муниципальные предприятия должны быть конкурентоспособны. При этом нельзя забывать про их социальную значимость и ориентацию на интересы людей, нужно учитывать объективную рыночную реальность, целевую аудиторию и её возможности. Так, в третьем квартале 2010 г. гордума установила тарифы на услуги, оказываемые МУ «Дендрарий Красноармейского района», определила перечень общегородских услуг, оказываемых бюро технической инвентаризации, расчёт тарифов на которые осуществляется в соответствии с методикой, принятой думой. Значительным событием 2010 г. стало «Положение о территориях предпринимательской активности». Этот документ направлен на вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых земельных ресурсов и производственных площадей. Он будет способствовать созданию благоприятных условий для развития предпринимательства в городе. Территории предпринимательской активности смогут быть созданы как на свободных земельных участках с целью их освоения, так и на крупных действующих предприятиях, имеющих пустующие производственные площади и готовых предоставить их под размещение хозяйствующих субъектов. Для участников территорий предпринимательской активности предусмотрено несколько форм муниципальной поддержки: применение пониженных налоговых ставок по местным налогам, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, снижение размеров арендных платежей за использование муниципального имущества и земельных участков, установление дифференцированных тарифов за подключение к системам коммунальной инфраструктуры. Предполагается сформировать территории двух основных типов - индустриально-инновационные и рекреационные. Это делается в целях создания и усовершенствования новых видов продукции и технологий, развития сферы отдыха и туризма, что будет способствовать укреплению позиций Волгограда как промышленного и туристического центра на Юге России и в стране в целом. Также в 2010 г. продолжилось совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность в Волгограде. Опираясь на полученный в этом году опыт, мы внесли изменения в «Положение о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгограда». Многое сделано, ещё больше намечено. Впереди 2011 год и новые, ещё не решённые задачи, грандиозные планы, амбициозные цели и оценка эффективности принимаемых мер.

КСТАТИ

На заседании думы Волгограда органом местного самоуправления, уполномоченным размещать муниципальные заказы, наделён комитет муниципального заказа. По словам председателя комитета гордумы по экономической политике Дмитрия Калашникова, принятый документ призван стать инструментом реализации федерального законодательства о госзакупках, способствовать экономии бюджетных средств и их эффективному расходованию. Как было отмечено в ходе думского заседания, в настоящее время не все муниципальные учреждения располагают квалифицированными специалистами в области госзакупок и готовы к грамотному проведению торгов. Их деятельность в данной сфере нередко приводит к нарушению законодательства. С депутатским корпусом в этом вопросе были солидарны представители прокуратуры и Контрольно-счётной палаты Волгограда, присутствующие на заседании думы. Следующим своим решением депутаты утвердили Порядок контроля в сфере размещения муниципального заказа. Проверять деятельность в данной области призван городской комитет финансового контроля. В случае нарушений законодательства о госзакупках комитет будет выдавать предписания об их устранении, извещать о фактах нарушений в вышестоящие инстанции, обращаться в суд. Внесены коррективы в Положение о местных налогах на территории Волгограда, которое приведено в соответствие с федеральным законодательством. В частности, изменены сроки уплаты некоторых платежей. Речь идёт о налоге на имущество физических лиц и земельного налога. «Если раньше налогоплательщики платили этот налог в текущем году, то теперь платёж переносится на следующий год, - пояснил председатель комитета гордумы по бюджету, налогам и сборам Михаил Девятов. - Однако помимо этого положительного момента, к сожалению, существует и определённый минус: пролонгация сроков уплаты налога приведёт к тому, что бюджет города недополучит порядка 200 миллионов рублей».