Снижаем НДС по-умному!

В настоящее время в Правительстве РФ прорабатывается вопрос о возможности снижения самого крупного налога - налога на добавленную стоимость (НДС) - с 18 до 12%.

Но Министерство финансов не без оснований полагает, что при этом казна может потерять доходов около 600 млрд рублей. На фоне падения мировых цен на нефть и резкого снижения доходов России от нефтедолларов вопрос о снижении НДС осложняется. Осложняется, поскольку руководство РФ взяло курс на повышение реальных доходов населения, а значительная часть пенсии и зарплат осуществляется из федерального бюджета. С другой стороны, в Правительстве РФ понимают, и об этом говорит премьер В. В. Путин, что снижение НДС является одним из факторов подъёма национальной экономики. У меня есть своё видение решения этой проблемы, поскольку существует вариант, позволяющий одновременно снизить ставку налога, увеличить доходы казны и исключить уклонения недобросовестных налогоплательщиков от уплаты НДС. Выражаясь языком Карла Маркса, для этого необходимо и достаточно введение понижающих ставок НДС на прибавочный налоговый продукт и выбор какого-либо прошедшего, например, 2007, года за базу сравнения. А если говорить простыми русскими словами, дело сводится к следующему. Принимаются две ставки налога: максимальная - 18%, минимальная - 12%. Если налогоплательщик не увеличивает объёмы производства и реализации продукции и, как следствие, не увеличивает суммы НДС, подлежащих уплате в бюджет в текущем налоговом периоде, по сравнению с суммами налога к соответствующему налоговому периоду 2007 года, то налогообложение производится по ставке 18%. То есть организации-«плохиши» заплатят по максимуму - 18%. Напротив, организации, улучшившие свои экономические показатели, заплатят меньше. Их налог будет складываться из двух сумм. Во-первых, ровно столько, сколько они заплатили в соответствующем квартале 2007 года. Во-вторых, плюс две трети от прибавочного налогового продукта от максимальной ставки. То есть вся прибавка по НДС для организаций-«передовиков» будет считаться по минимуму - 12%.

Таким образом, смысл предлагаемого сводится к тому, что совокупная прибавка по налогу делится между государством и предприятиями-«передовиками». Государству отходит две трети, предприятиям - одна треть своеобразного финансового «навара». Если снизить максимальную ставку НДС в 2 раза - с 18 до 9%, то распределение дополнительного дохода станет более справедливым - ровно пополам. Экономический эффект от данной инициативы составит сотни миллиардов рублей в год, и он может возрасти, если «новые правила игры» установить на конкретный срок до 5 лет, а предприятия-«передовики» обязать направлять часть сэкономленных средств на инновации и расширение производства. В заключение скажу, что мои предложения направлены в Волгоградскую областную думу и другим заинтересованным лицам с тем, чтобы они выступили с инициативой о внесении соответствующих поправок в Налоговый кодекс РФ.

Вадим НОВИКОВ, депутат Волгоградской областной думы 1-го созыва