Мэрия ответила за продажи

В середине сентября департамент муниципального имущества представил депутатам гордумы одобренную на коллегии горадминистрации концепцию управления муниципальным имуществом в 2008-2010 годах - первую за всю постпере- строечную историю Волгограда. Депутаты остались не вполне довольны концепцией и создали комиссию по ее доработке. С принятием этого знакового для города документа, которое ожидается в середине ноября, политика мэрии в отношении принадлежащего ей имущества станет более прозрачной и предсказуемой. О сути концепции «ДП» попросило рассказать ее авторов и экспертов.

Руководитель профильного думского комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Юрий ГОНЧАРОВ:

- Депутаты городской думы давно требовали от администрации Волгограда этот документ и наконец получили его для изучения. Не стоит ждать от него революционных изменений - ведь муниципалитеты ограничены рамками федерального законодательства. Главное, что этот документ формулирует и закрепляет с некоторыми изменениями ту политику, которая проводится в городе не первый год. Преемственность сохраняется - эту концепцию готовили сотрудники департамента муниципального имущества (ДМИ) и его прежние руководители Александр Валюшкин и Николай Самарин. А заслуга нового руководителя ДМИ Анны Козловой в том, что она взяла подготовленную концепцию за основу, убрала некоторые общие слова и представила нам документ, где тезисно и кратко отражено, что мэрия собирается делать со своим имуществом.

В 2008 году планируется в два раза сократить объемы доходов от приватизации - ДМИ планирует получить от продажи помещений 600 млн рублей против 1,3 млрд рублей в 2007 году. Примерно такой же уровень продаж был в 2006 году, а в выборном 2007 году действующей на тот момент администрации города удалось уговорить депутатов увеличить объемы приватизации - чтобы стало больше средств на решение социальных вопросов. Я считаю, что это была ошибка - рачительный хозяин не может продать все и сразу, он предпочтет получать долговременные доходы. С принятием концепции такие популистские решения будет не так легко провести.

В собственности города еще остается некоторое количество коммерчески привлекательных помещений. Тех, которые потенциально на аукционах растут в цене не на 1-2 шага, а в несколько раз. Мое мнение - такие помещения надо сохранять в арендном фонде или продавать на конкурсах, где покупателя можно обременить условиями - например, сохранением профиля помещения. В концепции заложен похожий подход - те объекты, которые уже включены в программу приватизации и прошли оценку, продавать, а по остальным решать вопрос в индивидуальном порядке. В волгоградском ДМИ за годы работы накоплена обширная статистическая база и работают опытные специалисты, которые без труда просчитают, что выгодно городу - продавать или сдавать в аренду.

Руководитель департамента муниципального имущества (ДМИ) администрации г. Волгограда Анна КОЗЛОВА:

- В собственности города Волгограда находится порядка 830 тыс. кв. метров нежилых помещений. Более 300 тыс. кв. метров город безвозмездно передает в распоряжение госорганов, федеральных и муниципальных структур. 430 тыс. кв. метров сдает в аренду, еще 85 тыс. - это свободные помещения. Исходя из этих цифр и поставленной на федеральном уровне задачи, чтобы к 2009 году местные органы власти должны освободиться от имущества, используемого в коммерческих целях, мы и формировали представленную депутатам концепцию. Оговорюсь, что этот документ - совместный многолетний труд сотрудников департамента. Сейчас концепция дорабатывается депутатами городской думы.

По сравнению с прежними годами мы более четко определились с целью приватизационной политики - сохранять муниципальное имущество, развивать арендные отношения с целью пополнения бюджета города и обеспечения экономической и социальной безопасности в городе. Наша стратегическая задача - развивать арендные отношения, постепенно приближать стоимость муниципальной аренды к рыночной. Ведь сегодня, например, муниципальные помещения в центре города можно арендовать в 2-8 раз дешевле, чем другую коммерческую недвижимость.

Мы существенно сократили объемы будущей приватизации - и по объектам, и по доходам. В 2008 году планируем выставить на торги 51 встроенное нежилое помещение. Для сравнения: в 2004 году в перечне приватизации находились 183 объекта, в 2005 - 1570, в 2006 - 413 объектов. Порядка тысячи объектов из прошлогодних перечней пока так и не реализовано. В то же время перечень 2008 года дополнился рядом объектов, включенных по обращениям физических и юридических лиц. Еще 10% новых объектов - это свободные помещения.

В следующем году город получит от приватизации нежилых помещений 650 млн рублей, в 2009 году - 500 млн рублей, в 2010 году - 300 млн рублей.

Один из авторов концепции, экс-руководитель ДМИ Александр ВАЛЮШКИН:

- Даже в условиях отсутствия концепции как документа на протяжении 17 лет в Волгограде осуществлялась вполне внятная имущественная политика, которая первой целью ставила изменение формы собственности для более эффективного распоряжения имуществом, и второй - пополнение городской казны.

Принципиальный момент, с которым, я думаю, депутаты согласятся - это продажа 80 тыс. кв. метров подвалов и лестничных клеток по цене предложения - то есть, за сколько возьмут. На них особого спроса нет и не будет.

Особый вопрос - это помещения в самом центре города, на который спрос значительно превышает предложение. Я бы оценил, что среди всех сдаваемых в аренду помещений таких - четвертая часть. Мы и раньше разбирались с такими помещениями индивидуально. И если уже выставляли на торги - то цена там росла в разы. Есть такой научный показатель - показатель Броделя. Если суммарная арендная плата за помещение в течение 5 лет не выше ожидаемой цены продажи, то помещение нужно продавать. Мы так и делали, только с определенным запасом - закладывали срок в 8 лет. Для сравнения, средняя цена продажи за обычные помещения в 2006 году равнялась 12 годовым суммам аренды.

В концепции сохранена основная идея, которую мы продвигали с 1998 года, - передать неприватизированные к 2009 году помещения в уставной капитал учрежденного муниципалитетом ОАО. Мы еще в 2005 году пытались провести эту идею - но она не получила одобрения депутатов. А сегодня даже мой давний оппонент в гордуме Сергей Нижегородов эту идею в газетах называет блестящей. У этого механизма есть два главных плюса. Во-первых, внесение имущества в уставный капитал - тоже способ приватизации, и значит он не подлежит изъятию в адрес федерального центра. Во-вторых, сохраняя имущество, город передает функции по его управлению на аутсорсинг и дает этому ОАО карт-бланш на установление более справедливых ставок арендной платы - без всяких политических экивоков. Кроме того, это ОАО, со временем превращенное в холдинг, может быть эффективно использовано для решения проблем коммунального хозяйства города.

Доходы бюджета от использования муниципальной собственности в г. Волгограде (млн руб.)

Татьяна ТАРАКАНОВА.