Социальный лифт ускоряется в ритейле

С этого года Волгоградский торгово-экономический колледж принимает участие в программе «METRO-Образование». Помимо базовых знаний по специальностям «коммерсант в торговле» и «товароведение» 20 молодых волгоградцев будут изучать дополнительные спецкурсы по работе в современных торговых форматах, знакомиться с работой торгового оборудования, практиковаться в обслуживании покупателей на базе магазина «METRO Cash&Carry».

Успех определяет ремесло

Программа «METRO-Образование», разработанная и реализуемая в Германии, Польше и Румынии, с 2004 года стартовала и в России. Тогда в ней приняли участие три московских профтехучилища. В 2005 году к программе присоединились студенты из С.-Петербурга, Казани, Ярославля, Ростова-на-Дону, Уфы и Воронежа. В 2006 году достигнуты договоренности о сотрудничестве с колледжами в Волгограде, Екатеринбурге, Краснодаре, Самаре и Нижнем Новгороде. В этом году в программе примут участие 1420 российских студентов. Профтехобразование в России помимо своей основной функции подготовки и поставки кадров на рынок труда традиционно выполняет функцию социального лифта, помогая талантливой молодежи из малообеспеченных, неблагополучных и неполных семей достигать профессиональных успехов, осознанно и успешно строить карьеру. Программа «METRO-Образование» увеличивает скорость подъема такого социального лифта, способствуя не просто обучению студентов, но обучению именно тем специальностям, которые востребованы рынком и современным ритейлом.

По окончании колледжа студенты, успешно сдавшие экзамены, получают совместный диплом колледжа и «METRO Group», что дает им преференции при устройстве на работу в компанию «METRO Group» в любом регионе, любой стране мира. По статистике образовательных программ «METRO Group» в других странах, около 60-70% выпускников остаются работать в компании. И у них есть куда расти 100% вакансий среднего звена в компании заполняются за счет внутренних кадровых резервов. Мировая история бизнеса знает немало примеров, когда именно профессиональное образование становилось основой жизненного успеха. Недаром сегодня продвинутые россияне, даже те, которые могут дать своим детям качественное высшее образование, понимают, что по-настоящему удачная карьера зачастую стартует с овладения востребованной рынком профессией, например, в сфере ритейла.

Попали в точку

Корпоративные обучающие программы для сотрудников не новость для западных и прогрессивных российских компаний. Программа «METRO-Образование» выделяется на их фоне двумя моментами. Во-первых, ее главная цель подготовка молодых специалистов к работе в современных торговых форматах, а не просто создание собственного кадрового резерва и совершенствование навыков уже работающего персонала. Причем условие дальнейшей работы в «METRO Group» отнюдь не является обязательным для принявших в ней участие. Скорее это поощрение для лучших студентов. Во-вторых, одной из целей программы является оказание всесторонней поддержки профтехобразованию России. И здесь представители международной компании, что называется, попали в точку. Вопрос нехватки квалифицированных рабочих рук и инженерных мозгов остро ощущается во всех отраслях промышленности. О необходимости восстановления разрушенных связей между российской системой профобразования и работодателями говорил в своем послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин. Пока российские компании ищут пути и возможности сотрудничества, международные компании, используя свои наработки, реализуют подобные программы в профтехучилищах 12 регионов России.

Кадровый резерв

Программу «METRO-Образование» журналистам из регионов представляли в Москве на пресс-конференции 5 октября. Глава отдела по развитию персонала «METRO Group» Джулия Меркель сказала, что Восточная Европа и особенно Россия являются быстрорастущими и потому перспективными рынками. В 2005 году объем продаж компании в России составил около 1,5 млрд евро и по сравнению с прошлым годом вырос почти на 66%. Сегодня в 27 российских магазинах «METRO Cash&Carry» и 3 гипермаркетах Real работают порядка 10 тыс. человек, а в ближайшие 10 лет компании понадобятся уже десятки тысяч высокопрофессиональных сотрудников. Именно поэтому «METRO Group» заинтересована в создании кадрового резерва. Журналисты поинтересовались, существуют ли механизмы защиты от того, что подготовленные по программе специалисты уйдут работать в другие торговые сети. «Мы мыслим эту программу максимально широко. Цель образовательного проекта именно образование», подчеркнула глава российского представительства «METRO Group» Юлия Белова. «Мы же своих детей воспитываем, все они остаются в России», добавил директор московского колледжа предпринимательства 11 Игорь Павлов. Именно этот колледж одним из первых принял участие в программе. «Программа «METRO-Образование» пример создания новых связей между работодателями и системой профобразования. Эксклюзивность программы в том, что ее создатели не стали строить свою систему образования, а постарались взять то лучшее, что накоплено российским профобразованием, и внести в нее современные черты. Теперь у нас есть более четкие ориентиры какие специалисты, с какими знаниями востребованы рынком, разработаны стандарты работы по торговым специальностям», сказал Игорь Павлов. Двухлетняя программа обучения состоит из двух базовых компонентов теоретических занятий в колледже и практических тренингов на базе магазинов. Преподавательский состав стажируется в Москве. Дополнительные образовательные материалы составляются в Германии. «METRO Group» также оказывает колледжам и техническую поддержку, предоставляя компьютеры и доступ в интернет.

Преодоление дефицита

Директор Волгоградского торгово-экономического колледжа Владимир Чайковский рассказал «ДП», что в настоящий момент идет работа над состыковкой двух программ базовой программы колледжа и дополнительной программы «METRO-Образование»: «Нам надо создать алгоритм, чтобы, обучаясь на нашей базе, студенты получали еще и практические знания, и навыки работы в современном торговом формате METRO Cash&Carry. Уже сейчас некоторые студенты практикуются в работе на компьютерных терминалах. А недавно проведенное анкетирование выявило, что еще 20-25 человек с интересом восприняли возможности сотрудничества и хотят приобрести новые профессиональные умения». Анализируя возможные источники конкурентоспособности Волгоградской области, эксперты «ДП» обычно отмечают опережающее развитие ритейла. Волгоград и область выгодно отличаются от регионов-соседей как высоким уровнем и масштабом развития местного ритейла, так и массовым присутствием национальных и международных торговых сетей. В торговле и общепите региона заняты 9% трудоспособного населения больше только в промышленности и строительстве. В то же время эксперты отмечают проблема кадрового дефицита в торговле остра как никогда. Практически любой разговор с HR-директором розничных сетей так или иначе сводится к теме дефицита кадров. И наиболее остро ощущается нехватка линейного персонала продавцов, кассиров, работников складов. По этим видам профессий наблюдается самая высокая текучесть 30-50% в год. «Специалисты с опытом работы в торговле крайне востребованы в этой конкурентной отрасли. Доходит даже до того, что в начале лета среднее звено менеджмента торговых сетей увольняется, спокойно уезжает отдыхать. А в конце лета элементарно находит новую работу или возвращается на старую. Тем временем выпускники вузов и профтехучилищ этих же специальностей имеют проблемы при трудоустройстве. У них есть знания, но нет практических навыков. В этом источник разрыва между спросом и предложением. И программа «METRO-Образование» решает именно эту проблему. Решает ее для своей компании и помогает решению социально-экономических проблем региона», считает директор кадрового центра «Открытие» Елена Благославова.

Татьяна Тараканова