Бизнесу - места и преференции

2010 год власти называют посткризисным, но чтобы окончательно справиться со сложностями и выпрямить спину, многим сферам бизнеса требуется серьёзная поддержка. Именно на это направлена работа комитета Волгоградской городской думы по предпринимательству и потребительскому рынку. О деятельности комитета в 2010 году рассказала его председатель Светлана ТИТОВА:

- В этом году комитет работал в соответствии с утверждёнными планами городской думы и комитета. С 1 января провели 12 заседаний, в рамках которых рассмотрели более 130 проектов решений по вопросам жизнедеятельности города. Нынешний год оказался достаточно стабильным для отраслей предпринимательства и потребительского рынка города. Это обусловлено тем, что процесс преодоления кризисных явлений в экономике, начатый в 2009 году, был взят под пристальный контроль правительством Российской Федерации. На федеральном уровне были приняты меры поддержки предпринимательства, которые коснулись льготного выкупа помещений, возможности установления налоговых льгот на местах, вопросов, связанных с расширением возможностей малого и среднего бизнеса в реализации муниципальных заказов. К началу 2010 года органы местного самоуправления Волгограда фактически закончили реализацию федеральной политики в области поддержки предпринимательства. На сегодняшний день сумма финансовых преференций, предоставленных предпринимателям путём введения льготных режимов налогообложения, снижения арендной платы за муниципальные нежилые помещения и земельные участки, приближается к цифре в 100 миллионов рублей. Сформированы перечни муниципального имущества, отлажены механизмы льготной приватизации. При этом вопросов и заявлений о нарушении прав предпринимателей со стороны администрации города в 2010 году практически не поступало.

С 1 февраля вступил в силу федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Мы ждали от него решения известных проблем с размещением объектов мелкорозничной торговой сети. Тем не менее, определение порядка размещения объектов федеральный законодатель отнёс к полномочиям субъектов РФ, и мы вынуждены были ждать, пока администрация Волгоградской области примет соответствующий подзаконный акт. Постановление главы администрации региона «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области» вступило в силу только 6 октября этого года. В соответствии с ним в Уставе города-героя Волгограда должен быть определён орган, разрабатывающий и утверждающий схемы размещения торговых объектов. На мой взгляд, утверждать схемы должен глава Волгограда. Это обеспечит объективный подход к разработке, а главное - к реализации документов. Нам известно, что администрация города подготовила документ о внесении изменений в Устав, который в настоящее время проходит согласования. Предполагается, что данный проект будет внесён в городскую думу в январе 2011 года. Вслед за его принятием должно последовать внесение изменений в действующий порядок размещения объектов. Отмечу, что с начала текущего года наш комитет принимает активное участие в формировании новой концепции управления отраслями предпринимательства и потребительского рынка Волгограда. Мы подготовили и направили главе города предложения по изменению структуры администрации по данному направлению. Мы предлагаем централизовать управление этой сферой, а для этого объединить комитет по предпринимательству, комитет по защите прав потребителей и департамент потребительского рынка администрации Волгограда в одно структурное подразделение и подчинить этому новому подразделению отделы районных администраций, занимающихся вопросами предпринимательства. Это позволит оптимизировать структуру управления отраслями, сократить расходы на аппарат и обеспечит единый подход в реализации принимаемых управленческих решений.

Мэр города Р. Гребенников поддержал это предложение, и в ближайшее время городская дума должна принять решение о соответствующем изменении структуры администрации. Стоит отдельно коснуться программ поддержки предпринимательства. В связи с изменением бюджетного законодательства полномочия по утверждению долгосрочных муниципальных программ перешли к администрации Волгограда. Городская дума, в свою очередь, вправе лишь направлять предложения и рекомендации к той или иной программе. Наш комитет вместе с администрацией подготовил долгосрочную муниципальную программу «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде» на 2011-2013 годы, которая в начале ноября была утверждена главой Волгограда. В этот период на мероприятия по поддержке бизнеса предполагается направить около 30 млн рублей. Эти суммы полностью учтены в проекте бюджета Волгограда на соответствующий период. Программа предусматривает выделение грантов молодым предпринимателям, стимулирование предпринимательской деятельности в реализации инновационных проектов путём компенсации части затрат за счёт бюджета города и т.д. В 2010 году наш комитет участвовал в рассмотрении всех проектов решений, касающихся сферы предпринимательства и потребительского рынка, внесённых в городскую думу городской администрацией. Отмечу, что уровень подготовки и экономической проработки последствий принятия документов администрацией значительно вырос. Глава города поставил политику взаимоотношений местной власти и бизнес-сообщества на позитивные рельсы. Например, по его предложению арендная плата за муниципальные нежилые помещения в 2011 году останется на уровне текущего года. Кроме того, с августа этого года, в соответствии с решением гордумы, в Волгограде создаются территории предпринимательской активности, предпринимательская и инновационная деятельность на которых будет осуществляться в льготном режиме.

В настоящее время комитет принимает активное участие в реализации проекта партии «Единая Россия» «Народный контроль», в соответствии с которым осуществляется мониторинг цен на основные продукты питания на территории Волгограда. Ведётся плановая совместная деятельность с департаментом потребительского рынка администрации города по решению вопросов продвижения товаров местных производителей на рынки Волгограда. Разрабатываются предложения главе города по развитию потребительской кооперации в городе. Реализация указанных проектов намечена на 2011 год, в том числе мы надеемся на решение вопроса с организацией в Волгограде первых мультикомплексов торговли и бытовых услуг шаговой доступности.