Самоуправлению оставят денежку

14 октября состоялись общественные слушания по проекту бюджета Волгоградской области на 2010 год и на плановый период до 2012 года. Как стало ясно, многие спорные вопросы между областью и муниципалитетами упираются в решения, которые принимает федеральная власть. Что же касается самого проекта бюджета, то по многим показателям область уходит в минус, а законопроекты, направленные на существенное изменение межбюджетных отношений, могут увеличить нагрузку на бюджеты муниципальных образований региона. Это не вызывает особого энтузиазма ни у депутатов, ни у общественности. «Деловое Поволжье» представляет несколько мнений на этот счёт.

Председатель Волгоградской областной думы Владимир КАБАНОВ:

- Два предложения областной администрации действительно вызывают вопросы: отмена закона, который разрешает поселениям отчислять в свою казну 10 процентов от налога на доходы физических лиц, и закон об отмене льгот по налогу на имущество для бюджетных учреждений областного и муниципального уровня. К сожалению, часть населения уверена, что будет происходить однозначное сокращение, а как будут возвращаться выпадающие доходы, непонятно. На мой взгляд, это недоработка областных финансистов. Сегодня все должны понять, что и зачем принимается. Существует решение правительства и документ, на основании которого решение, связанное с отменой льгот по налогу на имущество, регион обязан принять. В свете этого важно прояснить, как будут возмещаться потери бюджетов. Перед коллегами, губернатором, казначейством мы поставили задачу: чётко, в цифрах и расчётах, прояснить, что было раньше и что станет в результате принятия предложений администрации. Этот вопрос обсуждался на слушаниях по бюджету, организованных администрацией региона, и на заседании фракции «Единая Россия». Думаю, это не тот случай, когда можно на кого-то давить, тем более многие из депутатов имеют экономическое образование, умеют считать цифры и видеть суть вещей. Хотя некоторые коллеги иногда склоняются к чисто политическим решениям. 22 октября на заседании думы, я уверен, мы найдём взвешенный, разумный вариант.

Председатель комитета Волгоградской областной думы по бюджету, налогам и финансовой политике Владимир ПОПОВ:

- Одно из предложений администрации региона - отменить закон, который разрешает муниципалитетам отчислять в свою казну 10 процентов от налога на доходы физических лиц. Аргументируется это тем, что средства, сконцентрированные в областном бюджете, позволят в условиях кризиса оперативнее решать разного рода проблемы. Однако в документе должны учитываться интересы местных органов самоуправления. Без обеспечения финансами самоуправление реальным быть не может. Поэтому и закон о межбюджетных отношениях мы строили так, чтобы наполнить бюджеты не только муниципальных районов и городов, но и поселений. Когда в 2006 году муниципалитетам области позволили оставлять 10% НДФЛ, руководствовались идеей наполнить таким образом не только бюджеты районов, крупных городов области, но и поселений. Это нововведение привело к тому, что местные власти проявили заинтересованность в собираемости налогов, показатели выросли. Это позволило органам местного самоуправления пополнить свои бюджеты и решать свои проблемы самостоятельно. Напомню, что Волгоградская область - одна из немногих в России, где были проработаны механизмы передачи полномочий органам местного самоуправления при финансовом обеспечении. И лишить их части НДФЛ - значит поставить под вопрос реальное исполнение ряда местных социальных программ. Ещё одна активно обсуждающаяся сегодня законодательная инициатива - закон об отмене льгот по налогу на имущество для бюджетных учреждений областного и муниципального уровня. Одна из причин - по итогам прошлого года сумма выпадающих доходов в казне региона составила более 2 млрд рублей. Кроме того, это поможет снизить объём налоговых льгот с 11 до 5%, как того требует правительство. Иначе следует ожидать сокращения дотаций из федерального бюджета. В проекте закона предлагается отменить льготы по налогу на имущество физических лиц, но мы бы хотели видеть расчёты - каким именно образом будут компенсироваться муниципальным образованиям выпадающие доходы. Сегодня муниципальные образования не верят в то, что им полным рублём возместят потери. Этим объясняется сопротивление новому закону. Поэтому мы обратились к администрации Волгоградской области с просьбой представить документы, в которых бы чётко был прописан механизм компенсации выпадающих доходов муниципалитетов. Моё личное мнение, что закон можно было бы принять, если чётко заложить механизм компенсации. Мы даже выиграем, если эти льготы отменим, за счёт федеральных организаций. Потому что они тогда тоже будут платить, и мы должны будем предусмотреть в бюджете расходы на уплату этого налога только муниципальным и областным учреждениям, а расходы федеральных структур мы не обязаны закладывать в бюджете. При этом нам, очевидно, придётся искать пути выхода и сокращать областное льготное обеспечение до 5%, иначе федеральных средств, которые сегодня так нужны области, мы просто не получим.

Глава Волгограда Роман ГРЕБЕННИКОВ:

- Хочу поделиться радостью: на своём заседании фракция «Единой России» в областной думе решила не поддерживать инициативу администрации Волгоградской области по введению налогов на имущество для муниципальных учреждений. Для нас это большая радость, поскольку позволит сохранить в городском бюджете 1,4 млрд рублей налога, который в противном случае мы должны будем уплатить за больницы, школы и другие учреждения. У города муниципального имущества на 63 млрд рублей, и уплата налога на него существенно повлияет на бюджет. Такая позиция фракции - один из самых серьёзных и решительных шагов. Особая от областной администрации позиция депутатов радует не только Волгоград, но и Волжский, Камышин, Дубовку, Палласовку и другие муниципалитеты. Я благодарен председателю думы Владимиру Кабанову и руководителю фракции «Единой России» в облдуме Сергею Булгакову за отказ поддержать увеличение транспортного налога. Население региона не имеет такого роста доходов, чтобы платить резко увеличивающийся налог. Кроме того, регион собирает 600 млн рублей от этого налога, а Волгограду, поставляющему большую часть этой суммы, не перечисляется ни копейки. Все эти деньги тратятся на другие, видимо, более значимые объекты, например, на строительство моста или заоблачный проект объездной дороги вокруг Волгограда. Предложение - расщеплять транспортный налог, чтобы у муниципалитетов был стимул заниматься им, - представляется справедливым. И третья хорошая новость: на заседании фракции вице-губернатор Александр Дорждеев, выслушав аргументы депутатов, сказал, что отзывает инициативу администрации области снять с муниципалитетов 10% доходов. Позиция депутатов вдохновила и обрадовала. Теперь у нас есть возможность формировать бюджет города. Если бы эти инициативы были приняты, формировать его было бы не из чего. Городская власть превратилась бы в кассу по выдаче зарплаты бюджетникам, а обо всех программах пришлось бы надолго забыть. Это результат усилий Ассоциации местных властей и лично её председателя Олега Керсанова, и наших усилий - мы убеждали всех депутатов вместе и каждого в отдельности. Если все депутаты областной думы будут и дальше работать так же порядочно и честно, у города будут хорошие перспективы на 2010 год, а если они проявят ещё и мудрость, у нас появится шанс получить федеральные ссуды. И пользоваться федеральным бюджетом сможет не только господин Дорждеев. Ещё раз большое спасибо за эту позицию Владимиру Александровичу Кабанову, Сергею Викторовичу Булгакову и всем членам фракции «Единая Россия» в областной думе.