Собственность вывели из сферы нарушений

На заседании коллегии прокуратуры области обсуждены результаты проверки исполнения законодательства, регламентирующего управление государственной и муниципальной собственностью.

В работе коллегии приняли участие руководители Волгоградского филиала Российского фонда федерального имущества Соколов Н. И. и Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области Ракова В. Н., председатель комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Тецкий В. А., и.о. начальника ГУВД области Новиков Е. А., главы районов, городские и районные прокуроры.

Анализ прокурорской практики свидетельствует о значительном распространении нарушений законов в рассматриваемой сфере. В целях устранения нарушений прокурорами при осуществлении надзорной деятельности за соблюдением законодательства, регламентирующего управление государственной и муниципальной собственностью, за 8 месяцев 2007 года принято около полутора тысяч актов прокурорского реагирования. В их числе 219 представлений, по результатам рассмотрения которых 30 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 112 протестов на незаконные правовые акты. Прокурорами возбуждено 17 дел об административных правонарушениях и 7 уголовных дел, 67 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушений закона, в суд направлено 1132 заявления. Коллегией отмечено, что существенные нарушения закона допускаются со стороны специально уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления. Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области ненадлежащим образом реализуются полномочия по разграничению государственной собственности на землю и осуществлению контроля за сохранностью земельных участков. Предусмотренные законодательством правовые средства защиты имущественных интересов Российской Федерации используются не в полной мере.

Прокурорской проверкой, например, установлено, что еще в 1956 году Всесоюзному научно-исследовательскому институту агролесомелиорации сельского хозяйства СССР решением исполкома Сталинградского городского Совета народных депутатов отведен земельный участок, площадью 1700 га. Однако право собственности Российской Федерации зарегистрировано Территориальным управлением лишь на площадь около 900 га, т.е. почти вдвое меньше первоначального участка. Остальная часть земель незаконно отчуждена третьим лицам либо руководством учреждения, либо администрацией Волгограда. До момента проверки каких-либо действенных мер по защите имущественных интересов Российской Федерации Территориальным управлением не принято. Неединичные нарушения закона допускались должностными лицами Территориального управления при принятии решений по распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности, в том числе земельными участками, а также при заключении контрактов на оказание услуг для государственных нужд. Администрацией Волгоградской области и комитетом по управлению государственным имуществом принимались незаконные решения по вопросам управления региональной собственностью, нарушающие имущественные интересы области.

По состоянию на 01.01.2007 г. на территории области находятся 103 объекта незавершенного строительства, основными заказчиками которых являются ГУП «ВОП «Волгоградоблстройинвест», ОГУП «Волгоградавтодор», ГУП «Облкоммунстрой», комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации области, комитет по образованию администрации области, комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации области. Как показала проверка, в нарушение требований ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ и ст. 752 Гражданского кодекса РФ необходимая в случае прекращения строительства консервация объектов, финансируемых за счет средств областного бюджета, не производилась. На большинстве прекращенных строительством объектах отсутствует охрана, ограждение строительной площадки, не осуществлены мероприятия по недопущению на объекты посторонних лиц. Как следствие, на указанных объектах имеют место случаи совершения хищений и порчи государственного имущества. Во многих случаях это приводит к потере несущей способности конструктивных элементов зданий.

Волгоградским филиалом Российского фонда федерального имущества допускались неединичные нарушения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, не был организован должный контроль за деятельностью поверенных организаций по реализации арестованного и конфискованного имущества, в ряде случаев реализация имущества производилась по цене, ниже его реальной рыночной стоимости, не соблюдалось законодательство о государственных закупках. Проведенной в Управлении Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области проверкой установлены факты, когда в нарушение ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация осуществлялась при отсутствии полного пакета необходимых документов. В то же время, при наличии оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации такие решения принимались не всегда.

Значительное количество нарушений выявлено в деятельности органов местного самоуправления. В Светлоярском районе, например, установлено, что Мешкова Г. Н., являясь директором «Червленовского муниципального учреждения социальной сферы», безвозмездно, без проведения оценки и составления гражданско-правового договора, передала в ООО «Червленое», в котором она состоит в должности директора и является единственным учредителем, автотракторную технику балансовой стоимостью 449200 руб. В целях сокрытия факта безвозмездного отчуждения муниципального имущества отчет о результатах реализации техники в комитет по управлению муниципальным имуществом ею не представлен. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество). Ведется следствие.

Многочисленные отступления от требований законодательства допускаются местными органами власти при распоряжении муниципальной собственностью, в том числе при приватизации имущества. В условиях повсеместного дефицита финансовых ресурсов администрациями муниципальных образований должная претензионно-исковая работа по взысканию задолженности по арендной плате за использование муниципальной собственности не ведется. Принимаемые нормативные правовые акты органов местного самоуправления не всегда соответствуют требованиям действующего законодательства.

В целях устранения нарушений законодательства прокурорами по результатам проверки внесено 106 представлений, опротестовано 38 незаконных правовых актов, возбуждено 3 уголовных дела и 17 дел об административных правонарушениях. 2 должностных лица предостережены о недопустимости нарушений закона. В суд направлено 80 заявлений.

Прокуратурой области внесены представления в адрес главы администрации Волгоградской области, руководителя Территориального управления Росимущества по Волгоградской области, руководителя Волгоградского филиала Российского фонда федерального имущества. Прокурор области Леонид Беляк отметил в своем выступлении и недостатки в осуществлении прокурорского надзора, в связи с чем коллегия своим решением потребовала от прокуроров принять незамедлительные меры к активизации своей деятельности в рассматриваемой сфере, постоянно отслеживать процесс управления государственной и муниципальной собственностью, оперативно и жестко с использованием всех предоставленных прокурорам полномочий реагировать на негативные тенденции.